Тема: Мир после Первой Мировой войны.

«Чтобы оставаться здоровой, современная экономика периодически нуждается в кризисе, биржевом крахе или катастрофах, которые позволили бы ей начать всё заново и лучше, чем было до этого».
(В.Швебель)
«Фашизм – это стадия, достигаемая после того, как коммунизм оказался иллюзией».
(П.Друккер)

План:

1. Версальская система.
2. Тенденции развития стран мира в 20-30-е гг. XX века:
а) экономические кризисы и «кейнсианство»;
б) альтернативы политического развития.
3. США.
4. Великобритания.
5. Франция.
6. Италия.
7. Испания.
8. Япония.

1. Версальская система

Самым знаменательным событием в мире во 2-ом десятилетии XX века было окончание Первой Мировой войны.

события ждали многие миллионы народов разорённых войной государств, и на него возлагали большие надежды простые люди.

этого ужаса с массированными бомбардировками, газовыми атаками, таким количеством погибших, какого не знала ещё ни одна война, люди хотели мира.

политики и история распорядились иначе – Версальский мирный договор, заключённый победителями с поверженной Германией, поставил немцев в такие условия, которые способствовали в дальнейшем успеху реваншистской и националистической пропаганды фашистов.

18 января 1919 г. в Версальском дворце свою работу начала Парижская мирная конференция, которая должна была поставить точку I Мировой войне.

Сама дата начала работы уже была оскорбительна для немцев, т.к. напоминала им, что в этот день в 1871 году в этом же Версальском дворце канцлер Германии Отто фон Бисмарк провозгласил рождение Германской империи.
Тогда это был великий день германской победы над Францией, теперь же – день великого поражения.

Россия, вышедшая из войны в 1918 году, не была приглашена.
Больше того, первым же решением открывшейся конференции стало принятие документа «О необходимости интервенции союзников в Россию».

Побеждённые страны так же не допускались до выработки мирного договора – все решали 4 страны: Франция, Великобритания, США и Италия.
Хотя из этой четвёртки явно выбивалась Италия, начинавшая войну в «Тройственном союзе» и перешедшая на сторону «Антанты» лишь в 1916 году.
На практике итальянцы, хоть и входили в четвёртку победительниц, фактически были исключены из работы.

Война объединили страны, мир же стал их разъединять.
Европейские лидеры и США стремились в послевоенной системе защитить свои интересы, что и привело к разногласиям на конференции:

  • Франция, более всего в истории страдавшая от германцев и стремившаяся к гегемонии в Европе, требовала максимального ослабления Германии.
    Париж настаивал на присоединении к Франции, помимо потерянных в 1871 году Лотарингии и Эльзаса, ещё и немецких территорий до Рейна.
    Французские военные хотели Рейн сделать естественным барьером против Германии.
    Французские же дипломаты выступали за расчленение Германии на мелкие государства, чтобы окончательно исключить в будущем германскую угрозу для Франции и установить свою гегемонию на материке.
  • Английский премьер-министр Ллойд Джордж стремился сохранить сильную Германию в качестве противовеса гегемонии Франции в Европе и «угрозе большевизму».
  • Президент США Томас Вудро Вильсон выступал за умеренность в требованиях к Германии, желая не допустить превосходство одной из них в Европе.
    Соединённые Штаты стремились усилить своё влияние в Европе.

Именно с этой целью Вильсон предложил включить в Версальский договор статьи о создании Лига Наций, в которой США, учитывая противоречия европейских государств, планировали играть ведущую роль.

Устав Лиги стал составной частью Версальского договора.

Основными органами Лиги Наций становились ежегодно созываемая Ассамблея и постоянно действующий Совет (г. Женева), которые получали функции арбитра в международных конфликтах.
Используя в случае какой-либо агрессии коллективные военные и экономические санкции, Лига Наций должна была предотвратить развязывания в будущем европейских войн.
Однако чёткого определения «агрессии» выработано так и не было, что позволяло Лиге вмешиваться во все конфликты.

Первоначально планировалось всего 5 постоянных членов Совета – США, Англия, Франция, Италия и Япония.
Но США не добились, как планировал Вильсон, лидирующего положения в Лиге.
А после очередных президентских выборов в 1920 г. к власти пришли республиканцы, провозгласившие «политику изоляционизма».

Политика изоляционизма – направление во внешней политике США, основанная на идее невмешательства в вооружённые конфликты вне американского континента.
Целью «изоляционизма» было сохранение «свободы рук» в международных делах.
Эта политика проводилась США с середины XIX века и утратила свою роль после II Мировой войны.

В итоге США не ратифицировали Версальского договора и не вошли в Лигу Наций.

Версальский мирный договор был подписан 28 июня 1919 г.

Франции так и не удалось добиться кардинального ослабления и раздробления Германии.

Союзники разоружили и оскорбили Германию, но не уничтожили её военный потенциал, что сохранило опасность её восстановления и курса на реванш.

Французский маршал Фош, увидев подписанный Версальский мирный договор, воскликнул:

«Это не мир. Это перемирие на двадцать лет».

Эти слова стали пророческими.
Ровно через 20 летв 1939 году, Германия развязала II Мировую войну.

Версальский мирный договор, признав Германию виновницей развязывания войны, определил для неё наказания – аннексия территорий и лишение колоний, военные ограничения и выплата репараций.

Репарация (от лат. reparatio – восстановление) – возмещение государством причинённого им ущерба в денежной или иной форме.

1. Территориальные условия:

  • Эльзас и Лотарингия возвращаются Франции;
  • управление Саарской областью на 15 лет переходило к Лиге Наций, после чего вопрос о её государственной принадлежности должен был решиться плебисцитом местного населения;

    Плебисцит (от лат. plebs – простой народ и scitum – решение, постановление) – один из видов народного голосования.
    В международных отношениях применяется при опросе населения территории о её принадлежности к тому или иному государству.

  • город Данцинг (Гданьск) объявлен «вольным городом» (позже отошёл к Польше);
  • отказ Германии от Мемеля (город Клайпеда), позднее отошедшей к Литве;
  • часть приграничных территорий отошли к Бельгии и Дании;
  • из чешских и словацких земель Австро-Венгрии восстановлена Чехословакия;
  • из польских земель Германии и Австрии (+ Польша, отошедшая от России) воссоздано государство Польша;
  • Польша получала Восточное Поморье, что создало «польский коридор» к Балтийскому морю, отрезавший от Германии Восточную Пруссию;
  • Германия лишена колоний, но в связи с тем, что народы этих территорий «не способны самостоятельно управлять собой»«передовые нации» взяли над ними опеку, с тем, чтобы подготовить их к самоуправлению.

Территориальные изменения в Европе
по Версальскому мирному договору 1919 года

2. Военные ограничения:

  • запрет иметь подводный флот, танковые соединения, военную авиацию и тяжёлую артиллерию;
  • надводный флот ограничен небольшим количеством судов, тоннажем не более 10 тыс. тонн;
  • отмена всеобщей воинской повинности, предел армии в 100 тыс. человек;
  • германские земли по левому берегу Рейна объявлялись Рейнской демилитаризованной зоной.

    Демилитаризация территории (от де… и лат. militaris – военный) – в международном праве ликвидация на основании международного договора военных укреплений и сооружений на определённой территории, а также запрещение содержать на ней военные базы и войска.
    Сейчас различают два вида демилитаризации: полная (Антарктида, Аландский архипелаг, небесные тела, включая Луну и др.), и частичная (например, создание безъядерных зон).

3. Репарации:

  • установлена сумма в 132 млрд. золотых марок (52 % из которых получала Франция).

Забегая вперёд:

Изначально была установлена сумма репараций в размере 269 миллиардов золотых марок (эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота).
Впоследствии эта сумма была сокращена до 132 миллиардов марок.
В числе получателей репараций по Версальскому договору была и Россия, но в 1922 году Москва отказалась от своей доли в обмен на признание национализации германской собственности в России.
Пришедший в 1933 году к власти Гитлер прекратил выплаты репараций, и они были возобновлены по Лондонскому договору 1953 года.
По этому договору выплата части суммы репараций была отложена до объединения Германии, которое состоялось 3 октября 1990 года.
С 1990 выплаты возобновились. для чего Берлин был вынужден взять 20-летний кредит в размере 239,4 миллиона марок.
3 октября 2010 года в день 20-летия объединения Германии был выплачен последний транш в 70 миллионов евро.

Договоры с другими странами «Тройственного союза» (союзницами Германии) были подобны Версальскому.

Главным итогом Версальского договора стало оскорбление немецкой нации, что впоследствии и создало такую благоприятную почву для развития национализма и реваншизма.

Таким образом можно сделать вывод, что здесь, в Версальском дворце близ Парижа в 1919 году и была заложена Вторая Мировая война.

Кроме того, Версальский договор не только урегулировал отношения воюющих держав, но и изменил политическую карту Европы и соотношение сил на материке, что привело к формированию новой Европы, так называемой Версальской системы.

2. Тенденции развития стран мира в 20-30-е гг. XX века


a) экономические кризисы и «кейнсианство»

В 20-30-е гг. мир потрясли два мощных экономических кризиса – послевоенный 1920-21 гг., и самый тяжелый в истории мирового капитализма – кризис 1929-33 гг.

I Мировая война, будучи «войной экономик», привела к кризису не только Россию, но и, в той или иной степени, все воюющие страны.

Особенно тяжёлой ситуация была в побеждённых странах (Россия, Германия, Австро-Венгрия, Италия).
Жизненный уровень упал настолько низко, что недовольство переросло в революционные движения, к сожалению для большевиков, захлебнувшиеся и не переросшие в мировую революцию.

В 1924-25 гг. наблюдалась «частичная стабилизация капитализма».

Но в 1929 г. мир поразил тяжелейший мировой кризис перепроизводства 1929-33 гг., сильнее всего ударивший по быстро развивающимся странам (США, Германия).

Обычный экономический кризис – это несоответствие между потоком изготавливаемой продукции и покупательной способностью населения (т.е. перепроизводство товаров).

Из таких кризисов страны выходили путём естественного сокращения производства (банкротство или вынужденное закрытие предприятий), снижения цен за счёт сокращения затрат на производство (напр., увеличение рабочего дня и сокращение заработной платы) и прекращение капиталовложений.

В итоге, постепенно производство сравнивается с потреблением (предложение со спросом) и начинается новый подъём.

В конце 20-х гг. промышленность пережила смену технической и технологической базы, что привело к слишком крупному увеличению производства, сократить которое старыми методами, не получив мощный социальный взрыв возмущения, было невозможно.

Поэтому новый кризис стал столь затяжным и мучительным.

Экономисты активно искали пути выхода из кризиса.

Особое распространение и применение получила теория английского экономиста Кейнса («кейнсианство»).

Он понял – главная проблема в том, что массовое производство натолкнулось на ограниченную способность общества потреблять эти товары.
Именно поэтому Кейнс, помимо сокращения производства, предложил 3 варианта создания «эффективного спроса»:

  1. Повышение оплаты труда для повышения покупательной способности населения (за счёт предпринимателей).
  2. Увеличение государственных расходов из бюджета на социальную сферу (пенсии, пособия и т.п.), что так же приведет к повышению покупательной способности населения.
  3. Милитаризация, т.е. переход на военное производство, где заказчиком будет выступать государство (т.е. тоже за счёт государственного бюджета).

В качестве практики Кейнс предлагал систему мер государственного регулирования экономики:

  • стимулирование расширения или ограничение производства с помощью гибкой налоговой системы, банковского процента и т.п.;
  • заключение коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами, в которых оговаривается, что оплата труда должна возрастать в зависимости от роста производительности труда.

Эта теория и была реализована в большинстве стран, хотя переход к государственному регулирование экономики достигалось в них двумя путями:

  1. Через либерально-демократические реформы – в государствах с сильной центральной властью и устойчивой парламентской системой (США, Англия, Франция и др.).
  2. Через создание тоталитарно-репрессивных режимов – в государствах со слабой центральной властью и не сформировавшейся парламентской системой (Россия, Италия, Германия и др.).

Исходя из этого можно сказать, что большевизм и фашизм – это варианты государственного регулирования экономики (или гос.монополистического капитализма).


б) альтернативы политического развития

Второй путь перехода к государственному регулированию экономики, через создание тоталитарно-репрессивных режимов, присущ именно XX веку, создавшему благоприятные условия для формирования тоталитаризма.

    • Во-первых – условия для формирования идеологий толпы.

XX век – индустриальный век, принесший глобальные изменения во все структуры общества, от политики до психологии.

Бурное развитие капитализма привело к урбанизации и повышению темпов жизни, ведущих к развитию у человека чувств одиночества и подавленности, что ведёт к стремлению объединиться с себе подобными

Урбанизация (от лат. urbanus – городской) – процесс повышения роли городов в развитии общества.

Урбанизация привела к высокой концентрации масс в городах и общности их интересов в борьбе за улучшение условий жизни, а это вело к рождению идеологий для толпы (сначала социализма и коммунизма, а затем и фашизма).

Ухудшающиеся условия жизни, особенно в годы экономических кризисов, создали предпосылки для прихода к власти партий, ведущих толпу под лозунгами социальной справедливости.

    • Во-вторых – средства для контроля и массовой агитации.

Любая диктатура прошлого зависела от промежуточных звеньев передачи приказов исполнителям, и если какое-либо звено выходило из подчинения, Центр просто терял связь с низшими инстанциями.

Поэтому ни Цезарь, ни Карл Великий не могли мечтать о тотальной (полной, всеобщей) власти.

Только с появлением современных средств связи (телеграф, радио, телефон) Центр получил возможность обходиться без промежуточных звеньев и осуществлять тотальные контроль над всеми сферами жизни общества.

Одновременно техническая мысль XX века обеспечила диктаторов и средствами для массовой пропаганды (кино, радио).

Таким образом, только индустриальное общество привело к необходимой для пропаганды и контроля концентрации масс, и создало инструменты для пропаганды и контроля, что сделало возможным формирование тоталитаризма.

Наибольшая вероятность формирования тоталитарной системы возникает в кризисных ситуациях, когда положение средних и низших слоев крайне ухудшается.

История знает 2 типа тоталитарно-репрессивных режимов:

  • леворадикальный – коммунизм (Россия);
  • правоэкстремистский – фашизм (Италия, Германия, Болгария и т.д.)

Приход к власти леворадикального режима наиболее вероятен в кризисных ситуациях при слабости буржуазии и либеральной части общества, неспособных ничего противопоставить активности левых сил.

Самой сильной питательной средой для развития фашизма является чувство национальной ущемлённости, ведущей к мощному развитию национализма.

Именно поэтому фашизм наибольшее развитие получает в побеждённых странах.

Другой стороной фашизма является его антиреволюционная направленность.

Поэтому фашизм сильнее всего развивается во время революционного движения, т.к. крупная буржуазия и армия подпитывают и используют его для борьбы с левыми.

Подумайте и дайте обоснованные ответы:
В России начала XX века были и революционные движения и поражения в войнах. Но развивался ли в ней фашизм? Если да, то почему Россия пошла другим путём?

Таким образом два послевоенных экономических кризиса 1920-21 и 1929-33 гг. создали условия для перехода к государственному регулированию экономики.
В одних странах это происходило путём реформ, в других – через тоталитарно-репрессивные режимы.

3. США

Если кто и выиграл от I Мировой войны – так это США

США вступило в войну лишь на последней её фазе.
Находясь вдали от военных действия, Соединённые Штаты не испытали военных разрушений, а её промышленность за годы войны сильно развилась за счёт военных заказов.
Поставляя вооружение и продовольствие странам Антанты, США смогли из должника Европы превратиться в её кредитора.

Это бурое развитие превратило США в мирового промышленного и торгового лидера, но, одновременно, сделало более уязвимыми для кризисов перепроизводства.

Именно поэтому американская экономика более других пострадала от экономического кризиса перепроизводства 1929-33 гг.

Другой причиной столь серьёзного перепроизводства в США был бурный процесс внедрения новых технологий, произошедший в послевоенное время.

Одним из самых важных нововведений было внедрение в 1914 году на автомобильном заводе Генри Форда 1-ой конвейерной линии, что тут же переняли и другие отрасли.

Одновременно возникали гигантские монополии «Дженерал моторс»«Стандарт ойл» династии Рокфеллеров и др.

Массовое производство товаров в США быстро росло, а потребление оставалось на прежнем уровне.

Колонии США не могли обеспечить рынок для бурно растущей промышленности метрополии, а внутри страны правительство не предпринимало никаких действий для повышения покупательной способности населения.

Корень такого положения лежит в особенностях американского менталитета.

Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis – умственный) – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Американское общество проповедует идеологию «твёрдого индивидуализма» в бизнесе, что означает: «каждый за свои беды несёт ответственность сам».

Эта идеология отрицает социальную помощь государства малоимущим слоям населения и вмешательство в дела частного бизнеса.
И когда страны Западной Европы начинали использовать элементы государственного регулирования, американцы продолжали оставаться в тисках своего менталитета.

Такая позиция и привела к тому, что США более других пострадали от экономического кризиса перепроизводства 1929-33 гг.

В 1928 г. президентом США стал республиканец Герберт Гувер, отстаивавший традиционный принцип невмешательства государства в дела бизнеса

Он всячески отрицал какую-либо социальную помощь государства низшим слоям, считая, что это подрывает основы «американизма».

24 октября 1929 г. на Нью-Йоркской бирже разразился биржевой крах, ставший началом глубокого экономического кризиса 1929-33 гг.

К 1932 г. объём промышленности сократился почти вдвое, армия безработных выросла до 13 млн. человек, а государство продолжало придерживаться политики отказа от социальной помощи.

Гувер отказался даже рассматривать предложения об организации общественных работ для безработных, которые, потеряв жилье, создавали на пустошах свои палаточные городки («Гуверовские городки» безработных).

Основной заботой Гувера было спасение крупных промышленных кампаний и банков, которым он предоставлял субсидии.

Чтобы защитить свою промышленность от иностранной конкуренции были введены высокие (до 53 %) таможенные пошлины, но зарубежные страны приняли ответные действия, что только ухудшило положение.

В тяжелейшем положении оказалось сельское хозяйство.
В условиях обнищания масс предложение сельскохозяйственной продукции значительно превысило спрос, что привело к резкому падению цен и разорению фермерства.

Чтобы поднять цены на фермерские продукты их скупало Федеральное фермерское управление.

Однако при тысячах голодающих, государство просто уничтожало эти продукты.
Главная задача была остановить падение цен и спасти фермерство от разорения, а не помощь голодающим.

В 1932 г. войска уничтожили палаточные городки и разогнали поход ветеранов на Вашингтон с требованием повышения пенсий.

В этой ситуации началась предвыборная кампания 1932 г., на которой кандидат от демократов Франклин Рузвельт пообещал «новый курс», что и отдало ему большинство голосов.

Франклин Рузвельт.

«Новый курс» Рузвельта стал олицетворением чрезвычайных мер в русле «кейнсианства» (т.е. государственного регулирования экономики).

Он проводился в 2 этапа.

Первый этап – экономические реформы, направленные на плановое сокращение производства:

  • ссуды промышленным, торговым и транспортным кампаниям;
  • принудительное картелирование мелких и средних фирм (вся промышленность поделена на 17 групп по отраслям);
  • для каждой группы создан «кодекс чести», в котором регулировались рынки сбыта, объём производимой продукции и цены (т.е. плановое сокращение выпуска производства);
  • в сельском хозяйстве государство премиями стимулировало сокращение посевных площадей.

В итоге в 1933 году кризис в США сменился депрессией (получившей в истории название «великая депрессия»).

Второй этап – социальные реформы, направленные на повышение покупательной способности населения:

  • право на профсоюзы, стачки и пикетирование, коллективные договоры, запрет предпринимателям вмешиваться в дела профсоюзов и создавать компанейские профсоюзы (т.е. профессиональные союзы под контролем самой компании);
  • впервые в истории США принят закон о социальном страховании;
  • закон о максимуме рабочей недели и минимуме заработной платы (т.е. границы, нарушать которые предприниматель уже не мог);
  • создан фонд из отчислений предпринимателей и взносов рабочих

Так как «Новый курс» осуществлялся методами вмешательства государства в дела частного бизнеса, это вызвало возмущение представителей крупного капитала и прессы, обвинявшие Рузвельта в насаждении в Америке социализма и коммунизма.

Но страна стала выходить из затянувшейся депрессии и в 1936 г. Рузвельт был переизбран на 2-ой срок (единственный, кто переизбирался 4 раза).

Во внешней политике США можно определить 3 главных направления:

  1. Западноевропейское.
  2. Тихоокеанское.
  3. Латиноамериканское.

В отношении Западной Европы, где в годы мирового кризиса 1929-33 гг. назревала новая мировая война, Рузвельт повёл «политику изоляционизма».

В 1935 г. это привело к принятию закона о нейтралитете – неучастие в европейских политических союзах и отказ от какой-либо военной или экономической помощи воюющим странам.

Позже, в годы II Мировой войны Рузвельт признает ошибочность этой позиции.

Что касается СССР, то здесь позиция изменилась, и в 1933 году США установила с ней дипломатические отношения (но настороженность в отношениях сохранялась).

В Тихоокеанском регионе в борьбе за господство США противостояла Япония.

Это противостояние вылилось во II Мировой войне, в которой для США основным театром военных действий стал Тихий океан.

Но приоритетным оставалось Латиноамериканское направление.

США опоздали к разделу мира, что обусловило их стремление к его переделу.

Все свои усилия американская дипломатия и армия направили на вытеснение европейских держав из Латинской Америки и закрепление там своего единоличного господства.

Ещё в XIX веке в США была провозглашена доктрина Панамериканизма, которая сводилась к положению: «Вся Америка для североамериканцев».

В XIX – начале XX вв. в этом регионе Вашингтон усиленно проводил курс «большой дубинки» и «дипломатии доллара» (т.е. военная и финансовая экспансия).

В этом же внешнеполитическом направлении ярче всего отразился и «Новый курс» Рузвельта, провозгласившего в отношении Латинской Америки новую политику «доброго соседа».

Новый курс в отношении развивающихся латиноамериканских государств предусматривал:

<ul «lekc4″=»»>

  • принцип невмешательства во внутренние дела;
  • торговля на основах взаимной выгоды;
  • техническая помощь.

 

Подобная политика достигла своей цели и привела к упрочению господствующего положения США в «латиноамериканской системе».

4. Великобритания

До I Мировой войны Англия была лидером в мировой капиталистической системе.
Но война привела к потере этих позиций.

Огромные людские потери и материальные затраты привели к тому, что из кредитора она превратилась в должника США.

Экономические проблемы привели к социальным взрывам, но традиционная двухпартийная система позволила Лондону избежать политического кризиса (хоть и прослеживалось качание справа налево: консерваторы – лейбористы).

Англия очень тяжело выходила из послевоенного экономического кризиса 1920-21 гг.
Здесь сказывалась неравномерность перестройки – представители крупного капитала предпочитали вкладывать средства в передовые конкурентоспособные отрасли (автомобильную, электротехническую и химическую), а в традиционных (угольной, судостроение и т.п.) сохранилась техническая отсталость, что приводило к застою.

Вместо того чтобы вкладывать деньги в модернизацию традиционной угольной промышленности, владельцы шахт предпочитали снижать заработную плату, что привело к всеобщей забастовке 1926 года.

Стачка провалилась, и в 1927 году консервативное правительство приняло закон, запрещающий стачки и пикетирование.

В 1930 г. мировой экономический кризис затронул и Англию, но он не особо ухудшил положение, т.к. она не знала процветания после кризиса 1920-21 гг.

Лейбористское правительство не выполнило социальных обещаний рабочим, и в 1931 году Макдональдом было сформировано «Национальное правительство», избравшее для выхода из кризиса традиционный курс наступления на жизненный уровень рабочих (снижение заработной платы, сокращение пособий и социальных затрат и т.п.).

Это привело к новой волне революционного движения, в котором всё бóльшую роль стали играть английские коммунисты.

В сер. 30-х гг. представители крупной буржуазии и земельной аристократии перед лицом коммунистической заразы стали оказывать поддержку Британскому союзу фашистов.

Главными задачами Союз выдвигал:

  • борьбу с демократией внутри страны;
  • поддержку фашистской Германии и подготовку к крестовому походу на СССР.

Однако в Англии фашизм не получил распространение.
Этому было несколько причин:

  • малочисленность основной базы – разорившейся мелкой буржуазии;
  • отсутствие чувства национальной ущемлённости;
  • сильная центральная власть и развитая парламентская система, что предоставляло буржуазии парламентские методы для подавления рабочего движения;
  • слабость революционных партий, а рабочие, в большинстве, шли не за коммунистами, а за лейбористами;
  • рабочий класс был демократичен и не воспринял фашизм.

Внешняя политика Англии 30-х гг. в основе своей была ярко антисоветской и выражалась в попустительском отношении к вооружающейся Германии с целью натравливания её на СССР.

В 1936 г. премьер-министр Англии Болдуин заявлял:

«Как всем известно, желание Германии, изложенное Гитлером в его книге – двинуться на Восток. Если бы он двинулся на Восток, мое сердце не разорвалось бы… Если бы в Европе дело дошло до драки, то я хотел бы, чтобы это была драка между большевиками и нацистами».

Самым ярким проводником этой политики был глава консервативного правительства с 1937 г. Невилл Чемберлен.

Подобная политика вела к провалу идеи создания системы коллективной безопасности в Европе, и способствовала развязыванию II Мировой войны.

5. Франция

Экономическая и политическая ситуация в годы частичной стабилизации после экономического кризиса 1920-21 гг. во многом была схожа с Англией – тот же самый приоритет передовым отраслям и отсталость традиционных, то же самое шатание справа налево (консерваторы – социалисты).

Но, в отличие от Англии, Франция восстанавливалась быстрее.

Этому способствовали и германские репарации, и возврат Лотарингии и Эльзаса, и страх перед Германией, который привел к милитаризации.

Мировой экономический кризис 1929-33 гг. достиг Франции в 1930 году, принеся с собой все негативные последствия и подъём рабочего движения.

Особенно сильно кризис ударил по лёгкой промышленности и сельскому населению.

Не понимая глубины кризиса, правительство действовало традиционными методами – увеличение налогов, сокращение заработной платы и т.п.

Но это лишь ухудшило положение, и на верхах всё бóльшую поддержку начали получать идеи государственного регулирования, пропагандируемые «дирижистами» (от фр., управлять, руководить).

Появляются и сторонники «сильной власти», но часть из них стояла за демократические методы, а другая – за сильную власть (диктатуру).

Финансовые магнаты, опасаясь увеличения влияния социалистов и Французской Коммунистической Партии (ФКП), начали оказывать поддержку возникающим фашистским организациям (лига «Боевой крест» и др.).

Приход Гитлера к власти в Германии подтолкнул французских фашистов к решительным действиям.

Они планировали воспользоваться германским опытом, совершить путч и захватить власть.

6 февраля 1934 г. они под лозунгом Долой воров! попытались захватить здание парламента, но парижане пришли на помощь полиции, и путч провалился.

Кроме того, эти события подтолкнули демократические силы к созданию единого антифашистского блока «Народный фронт», который в 1936 г. победил на выборах.

Антифашистское правительство сразу же начало курс реформ в рамках идей «дирижистов»:

  • роспуск фашистских организаций;
  • повышение заработной платы и пенсий (что увеличило покупательную способность населения);
  • введение коллективных договоров и общественных работ для безработных;
  • создание Зернового бюро, которое скупало сельскохозяйственную продукцию по твёрдым ценам (по примеру США);
  • установление государственного контроля над Французским банком и железными дорогами;
  • национализация военных авиазаводов и т.д.

Таким образом видно, что планы «дирижистов» были направлены на осуществление государственного регулирования экономики демократическими методами.

Антифашистский блок во Франции просуществовал не долго.

Уже в 1938 г. противоречия между коммунистами, социалистами и радикалами привели к распаду Народного фронта.

Но он выполнил свою миссию:

  • уничтожил в зародыше фашизм во Франции;
  • вывел страну из экономического кризиса.

Новое правительство правого радикала Даладье во внутренней политике повело наступление на рабочее движение и демократические права, а во внешней политике пошло в кильватере Англии – заигрывание и попустительство в отношении Германии с целью натравливание её на СССР.

Но, в отличие от Англии, Франция слишком часто в своей истории страдала от немцев и не поэтому она не могла спокойно наблюдать за её восстановлением.

На границе с Германией французы соорудили самые мощные в Европе укрепления – «линию Мажино» (по имени военного министра генерала Мажино).

6. Италия

Совершенно в ином русле развивалась Италия, где уже в 20-х гг. к власти пришли фашисты во главе с бывшим социалистом Бенито Муссолини.

Причины прихода фашистов к власти в Италии:

  • слабость либерального государства (парламента);
  • раскол демократических сил;
  • чувство национальной ущемлённости, которая создала почву для шовинистической пропаганды фашистов (ведь Италия ничего не получила после I Мировой войны, и была «побежденной среди победительниц»)

История Италии начала XX века была очень схожей с историей Россией.

Здесь существовали те же проблемы, что и в России – малоземелье крестьян, недовольство тяготами войны и пр.

И Октябрьская социалистическая революция в России нашла самый сильный отклик в Италии, подтолкнув рабочих к борьбе.

В 1918 г. в Италии начался революционный подъём, сопровождавшийся россом профсоюзов, захватами заводов и земель и пр.

1919-20-й гг. вошли в историю Италии под названием «красное двухлетие» и стали пиком революционного движения.

Но раскол в социалистическом движении и внутренние противоречия привели к разочарованию рабочих и спаду, которым и воспользовались фашисты.

Фашистские организации стали создаваться в 1919 году.

В своей пропаганде они использовали популярные в средних слоях лозунги:

  • национализм;
  • равенство и социальная справедливость;
  • борьба с монополиями и поддержка «трудящейся буржуазии» (т.е. опора на среднюю и мелкую буржуазию);
  • заслон большевизму;
  • «сильная власть».

Обеспокоенные революционным движением крупная буржуазия и помещики оказали фашистам финансовую помощь, что позволило им перейти к активным действиям.

Боевые отряды фашистов устраивают погромы и убийства (террор), самодеятельные же рабочие отряды не смогли оказать им сопротивления.

И Муссолини, чувствуя, что в среде буржуазии усиливается влияние сторонников «сильной власти», взял курс на захват власти.

В начале 20-х гг. в Италии сложилось 3 силы:

  • с одной стороны фашисты, поддержанные буржуазией, помещиками, военщиной и Ватиканом;
  • с другой – разрозненные демократические силы, которые так и не сумели, как во Франции, создать единый антифашистский фронт;
  • между ними – слабое правительство, не поддержанное ни сверху ни снизу.

В октябре 1922 г. съезд фашистов потребовал от правительства передачи им ряда министерских портфелей.

Одновременно, для давления на власть, фашисты двинули свои вооружённые отряды на столицу (в истории эти события получили название «поход на Рим»).

Слабое и никем не поддержанное правительство тут же ушло в отставку, и король поручил Муссолини сформировать новый кабинет министров.

С этого момента Италия пошла по пути формирования тоталитарной фашистской диктатуры.

Внутренняя политика фашистов была направлена на установление однопартийной диктатуры и создания культа «дуче».

В 1926 г. были введены «Чрезвычайные фашистские законы»:

  • запрет всех партий и профсоюзов (кроме фашистских);
  • введение трибунала и смертной казни;
  • создание «Большого фашистского совета», завладевшего функциями парламента и пр.

В экономике новый режим вводил государственное регулирование через «корпоративную систему» (подобно США).

Было создано 22 корпорации по отраслям, которые включали в себя равное представительство от фашистских профсоюзов, предпринимателей и фашистской партии.

Внутри каждой корпорации устанавливалась чёткая подчинённость снизу вверх

Вверху всей экономической пирамиды стояло Министерство корпораций во главе с дуче Муссолини.

Корпоративная система должна была охватывать все политические и экономические структуры общества снизу вверх, подчинив их интересам фашистского правительства.

Для этого был даже выработан принцип: «Все для государства, и ничего вне государства».

Помимо этого были созданы государственные органы управления экономикой и планированием, основная помощь стала оказываться военной промышленности.

Целью всей этой системы было создать впечатление единства интересов предпринимателей и рабочих, установить полный контроль (тоталитаризм) и подчинить экономику военным интересам.

Италия стала 1-ой страной, где установилась фашистская власть.

Внешняя политика фашистской Италии была крайне агрессивной, особенно в годы мирового экономического кризиса 1929-33 гг.

Во-первых, внешней экспансией фашисты стремились отвлечь массы от внутренних проблем.

Во-вторых, Италия, как молодое капиталистическое государство, остро нуждалась в колониях, и она старалась не опоздать к переделу мира, к которому также собирались приступить Япония и Германия.

Отношения Муссолини с Гитлером вначале были очень натянуты: Италия была первым фашистским государством, но Германия обладала бóльшим потенциалом и мощью.

И на первом этапе фашистская Италия явно претендовала на лидерство среди фашистских государств, но после неудачной попытки захвата Эфиопии в 1935-36 гг., Муссолини понял необходимость союза с Германией, согласившись пойти на него даже в качестве младшего партнёра.

7. Испания

Испания в начале XX века оставалась монархическим государством с сильной католической Церковью, что обусловило её отставание в развитии.

Религиозность испанцев достаточно долгое время сдерживала население от революционной борьбы, но назревшие политические и, особенно, аграрные противоречия привели, в конце концов, к буржуазно-демократической революции 1931 года.

Революция развивалась вполне стандартно.

Вначале буржуазия и народ выступали совместно против монархии и Церкви, и добились свержения монархии и установления Республики.

Но далее буржуазия, удовлетворённая результатами революции, взяла курс на её свёртывание.

Крайне умеренные реформы не смогли удовлетворить низшие слои населения, что привело к расколу революционного лагеря – народ выступил против буржуазии с целью продолжения революции.

Защищая свое господство, буржуазия переходит к реакции, используя для этого зарождающееся фашистское движение.

Испанские революционеры, в отличие от итальянских, поняли необходимость объединения, и создали подобно Франции антифашистский Народный фронт.

В 1936 г. Народный фронт победил на выборах в «кортес» (однопалатный парламент) и сформировал новое правительство.

Но антифашисты совершили роковую ошибку, не заменив на командных постах в армии реакционно-настроенное офицерство.

В итоге, летом 1936 г. в стране под руководством генерала Франсиско Франко Баамонде вспыхнул военно-фашистский мятеж.

Началась Гражданская война, в которой франкистам открыто активную военную помощь оказывали германские и итальянские части и военно-морской флот, а республиканцам – европейские коммунисты и военные инструкторы из СССР (но нелегально).

Позиция Англии и США о невмешательстве развязали руки фашистам, которым, несмотря на упорное сопротивление республиканцев, удалось к 1939 году взять под свой контроль бóльшую часть Испании.

В 1936 г. франкисты предприняли 1-ую попытку захвата Мадрида.

Особая роль в этом наступлении отводилась сторонникам Франко в столице, которых один из фашистских генералов назвал «пятой колонной» (наступали 4-мя колоннами, а 5-ая – франкисты внутри города).

В 1936 году штурм столицы провалился, и лишь со 2-ой попытки уже в 1939 году республиканский Мадрид пал.

Во время наступления сторонники Франко подняли в Мадриде мятеж и открыли фашистам путь в испанскую столицу.

Гражданская война в Испании стала первым столкновением фашизма и демократии, и, несмотря на поражение, она должна была бы стать предупреждением всей Европе.

Однако антисоветские правительства не вняли этому предупреждению и продолжали политику «невмешательства», что уже в этом же 1939 году привело к развязыванию II Мировой войны.

8. Япония

Япония была, пожалуй, единственной азиатской страной, которая не только избежала превращения в колонию, но и быстро достигла уровня, когда смогла конкурировать с США и Западной Европой в мировой политике.

Долгое нахождение в изоляции привело к сохранению в Японии XX века средневековых феодальных форм – самурайство, культ императора, беспрекословное подчинение старшим и вышестоящим и т.п.

Главной проблемой для молодой японской промышленности было отсутствие рынков сбыта, закрытых для западной продукции, с которой японская промышленность пока ещё не могла конкурировать на равных.

Отсюда и её стремление к колониальному переделу мира и завоеванию господства в Тихоокеанском регионе, где главным конкурентом выступали США.

В годы I Мировой войны Япония была в стороне от военных действия и сумела использовать это время для наращивания своей военной мощи (особенно авианосцев).

Но и её затронули экономические кризисы 1920-21 и 1929-33 гг.

Страну потрясали «рисовые бунты» и национальные восстания в колониях.

В этой ситуации правительство решило пойти по пути милитаризации и агрессивной внешней политики.

Правительство возглавили военные, модернизация в основном затронула тоже только военные отрасли.

В 1919 г. важную роль в политической жизни стали играть шовинистические организации, провозглашавшие расистские идеи «паназиатизма» («Азия для японцев»).

В 1927 г. глава правительства Гиите Танака провозгласил курс захватов в Азии с целью создания «Великой Восточно-Азиатской сферы совместного процветания».

Агрессивная внешняя политика требовала создания тоталитарной системы, но в отличие от России, Германии, Италии и прочих тоталитарных европейских государств, в Японии тоталитаризм принял авторитарно-монархическую форму с сохранением культа императора.

В условии бесконечных войн этот режим постепенно превратился в диктатуру военной бюрократии и крупных корпораций.

Курс на государственное регулирование экономикой воплотился в провозглашённой политике создания «новой политической и экономической структуры».

«Новая политическая структура» – жёсткий контроль над обществом:

  • распущены все партии (но не однопартийность, как в Европе, а беспартийность);
  • усилена шовинистическая пропаганда «Ассоциации помощи трону» с целью «единства нации вокруг императора» (пропагандировались синтоизм, самурайская честь и доблесть, преданность императору и пр.);
  • в 1938 году принят «Закон о всеобщей мобилизации нации».

«Новая экономическая структура» – установление военно-государственного контроля над экономикой страны (подобно США и др. стран).

Для облегчения государственного регулирования экономики отдельные отрасли были объединены в ассоциации во главе с представителями крупнейших корпораций, которые и регулировали рынок и производство

В 30-х гг. японская «военная машина» уже захватила практически всю Юго-Восточную Азию и заняла господствующее положение в Тихом океане.

Общность интересов молодых капиталистических стран подтолкнула Японию к союзу с Германией и Италией.

Театром военных действий для японских сил во II Мировой войне стал Тихий океан, а главным противником – США.