Тема: Образование СССР

«Объединяются, как правило, для того, чтобы дать отпор врагу, а не для того, чтобы враг мог всех разом уничтожить».
(В.Швебель)

План:

1. Проблемы объединения.
2. Объединительный процесс.
3. Конституция СССР 1924 года.

1. Проблемы объединения

1917 год стал переломным для нашей страны.
Менялась политика, экономика, общество, менялось само государство.

Хаос и резкое ослабление центральной власти вызвали рост сепаратизма на окраинах и распад Российской империи.

На границах России образовалось множество национальных республик.
Часть из них, более близких западноевропейской культуре, выбрали буржуазный путь развития (Финляндия, Польша, Прибалтийские государства).
В остальных разными путями устанавливалась советская власть.

Перед советскими национальными республиками вновь встал вопрос о воссоединении.

Этому стремлению способствовали несколько стимулов:

  1. Наличие единого внешнего врага в лице «враждебного капиталистического окружения».
  2. Восстановление экономических связей в условиях экономической блокады.
  3. Единая марксистская идеология.

Но многих национальных коммунистов беспокоила опасность «русификации».
Они готовы были к объединению, но к объединению на равных началах и с сохранением национальных особенностей, что приводило к разногласиям с Москвой, не желавшей лишаться монополии на власть.

В этих условиях в ЦК возникли два отличных друг от друга плана объединения Советских республик:

    1. План «автономизации», разработанный Сталиным и сторонниками централизации.

Он предусматривал вхождение Советских республик в состав РСФСР на правах автономий, при котором власть Москвы и законодательство России просто распространялись на новые территории.
По сути, это было не объединение и создание нового государства, а поглощение Россией национальных Советских республик.

    1. «Федеративный план» Ленина.

Он критиковал сталинский план и выступал за равноправные союзные отношения.
Ленин стоял за заключение между Советскими республиками равноправных договоров, что предусматривало разработку новой Конституции и формирование новых федеративных органов власти с представительством от всех республик.

Большинство коммунистов поддержали формулировку Ленина, но при существующем режиме «диктатуры партии» настоящего союза независимых и равноправных государств получиться не могло.

Делегат XII съезда Махарадзе предупреждал об этом:

«Товарищи, всем ясно, какая это самостоятельность, какая это независимость…
Ведь у нас одна партия, один Центральный Комитет, который, в конечном счете, определяет это для всех республик, даже для всех малюсеньких, все решительно, и общие директивы, вплоть до назначения ответственных руководителей».

Действительно, находящие во главе национальных республик коммунисты обязаны были проводить политику ЦК партии, т.е. Москвы.

К этим проблемам добавилась обостряющаяся болезнь Ленина, что выдвинуло на первый план в этом вопросе наркома по делам национальностей Сталина.

2. Объединительный процесс

Объединительный процесс начался ещё в годы Гражданской войны с объединения Красной Армии всех советских республик

1 июня 1919 года представителями пяти республик был подписан Декрет «Об объединении социалистических республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом».

По окончании войны, по мере освобождения от оккупационных войск и свержения буржуазных правительств, встал вопрос о превращении военного союза в постоянный военно-политический и экономический союз.

Первый подобный союзный договор был заключен в сентябре 1920 г. с Азербайджанской ССР.

По договору РСФСР и АзССР создали объединенные комиссариаты в вéдение которых входили:

  • военные организации и командование;
  • финансы, национальная экономика, внешняя торговля и снабжение;
  • ж/дорожный и водный транспорт, почта и телеграф.

Республики сохранили самостоятельную внешнюю политику, что делало новое государство скорее союзом независимых государств (конфедерацией).

Через 3 месяца подобный договор был заключён с Украинской ССР.

Но если Азербайджан был самым слабым из советских государств, то Украина – самым сильным.

Поэтому в договоре с Киевом более чётко были определены функции объединённых комиссариатов, и закреплено равноправие.

В 1921 г. в эту систему были включены Белорусская, Грузинская и Армянская ССР.

Остальные три советские республики – Хорезмская, Бухарская и Дальневосточная были несколько в ином положении:

  • Хорезм (бывшая Хива) и Бухара были Народными Республиками;
  • Дальневосточная Демократическая Республика;

Союзные договоры с ними сильно отличались, особенно экономические статьи, сохранившие за республиками большую свободу во внешней торговле.
Таким образом, эти договоры носили скорее военно-политический, а не экономический характер.

Такое различие в правах и, главное, право республик самостоятельно проводить внешнюю политику не соответствовало принципам федерации и создавало массу проблем, особенно в международных отношениях.

Ситуация обострилась в нач. 1922 г., когда РСФСР единственную из 9-ти союзных республик пригласили принять участие в европейской конференции в Генуе, подразумевая, что она будет представлять всю союзную федерацию.

В ответ 8 союзных республик заключили соглашение, поручив РСФСР защищать их интересы на конференции, и предоставив ей право подписывать международные договоры, даже не относящиеся к работе конференции.

По сути дела и в дальнейшем республики согласны были поручить внешнюю политику Москве, но при условии включения во внешнеполитические органы своих представителей.

Только Украина выступала против, не желая давать каких-либо преимуществ России.

В декабре 1922 г. в Москве проходила конференция восточноевропейских государств по вопросу сокращения вооружений.

Перед конференцией заместитель наркома иностранных дел РСФСР М.М.Литвинов открыто заявил:

«…поскольку вооруженные силы всех Советских республик составляют единое целое, русская делегация имеет все полномочия для ведения переговоров об их сокращении».

Таким образом, к концу 1922 года процесс воссоединения был закончен, и нуждался лишь в конституционном оформлении.

3. Конституция СССР 1924 года

30 декабря 1922 г. в Москве был созван I съезд Советов СССР.

Накануне съезда в составе союза произошли изменения.

Во-первых – в состав РСФСР вошла Дальневосточная Демократическая Республика.

Во-вторых – Сталин и Орджоникидзе, несмотря на противодействие больного Ленина и грузинских коммунистов, сумели добиться объединения 3-х закавказских Республик – Азербайджанской, Армянской и Грузинской в единую Закавказскую СФСР (лидеры грузинских коммунистов, более всего сопротивляющиеся этим планам, были освобождены от занимаемых должностей, и новый партийный аппарат не стал препятствовать этим планам).

Поэтому на I съезде Советов СССР приняли участие не 9 республик, а 4 – РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Хорезм и Бухара ещё не были социалистическими).

Основной доклад сделал Сталин, зачитавший проект «Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик».

В ней перечислялись причины образования СССР – экономическая, политическая, идеологическая.

Съезд единогласно утвердил Договор, избрал ВЦИК СССР (Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет), и поручил ему на основе Договора разработать проект Конституции СССР.

31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял 1-ую Конституцию СССР.

Конституция провозглашала принципы образования СССР:

  • добровольность объединения;
  • равноправность республик;
  • свободу выхода из СССР и право других государств на вхождение в СССР.

Было проведено разграничение предметов вéдения между союзными и республиканскими органами власти:

  • союзные органы власти – оборона, внешняя политика и торговля, общее планирование экономики и союзного бюджета, разработка основ союзного законодательства;
  • республиканские органы власти – местное хозяйство, просвещение, земледелие, здравоохранение, социальное обеспечение, юстиция.

Высшим законодательным органом власти был провозглашен регулярно созываемый Всесоюзный съезд Советов, в чьей компетенции было утверждение и изменение Конституции.

Между съездами высшая власть принадлежала двухпалатному ЦИК СССР, который должен был представлять интересы всех республик и автономий.

  • верхняя палата – Совет Союза (равное представительство от всех республик);
  • нижняя палата – Совет национальностей (количество депутатов соответственно населению республики).

На совместном заседании обеих палат ЦИК СССР избирались Президиум ЦИК СССР, являвшийся высшим органом власти между сессиями ЦИК СССР, и правительство – Совет народных комиссаров (СНК).

В состав СНК входило 12 человек – председатель (избран Ленин, но из-за скорой смерти так и не приступил к должности), заместитель и 10 наркомов.

При ЦИК СССР создавались высшие органы судебной власти – Верховный суд СССР и ОГПУ (объединенное государственное политическое управление).

Каждая республика, входящая в СССР имела подобную структуру власти, но верховенство оставалось за союзными, располагающимися в столице Союза – Москве.

Эта Конституция противоречила демократическому принципу разделения властей, но соответствовала принципу пролетарской диктатуры

Кроме того, на практике не государственные органы, а ЦК партии определял направления развития страны и работу правительства.

Главы и члены правительств были коммунистами, избирались ЦК партии, и были полностью подконтрольны партии.

В ленинский период решения в ЦК ещё принимались голосованием пусть и узкой, но всё-таки группой лиц.

С середины 20-х гг. начался переход к авторитаризму, что привело к сосредоточению всей власти в руках одного руководителя партии.

В последующие годы в союз вступили новые республики:

  • 1925 г. – Узбекская и Туркменская ССР.
  • 1929 г. – Таджикская ССР.
  • 1936 г. – Казахская и Киргизская ССР.
  • в этом же 1936 г. была распущена ЗСФСР и Азербайджанская, Грузинская и Армянская ССР отдельно вошли в состав СССР.
  • 1940 г. – Литовская, Латвийская, Эстонская и Молдавская ССР.

Всего в СССР объединилось 15 республик.