Месяц: Март 2014

Арифметика выбора системы образования для ребенка

Среднее образование в США

В отличие от многих стран мира, правительство США не принимает большинства решений, связанных с системой образования. Программы школ регулируются на уровне штатов или на более низком уровне. Эта система обладает и плюсами и минусами. Основным ее достоинством является то, что ошибочные решения не оказывают дестабилизирующего воздействия на всю систему образования. Основным недостатком – что новые методы обучения и системы оценки знаний учащихся входят в жизнь медленно. Основа американской системы школьного образования заключается в главном принципе: детей учат думать и искать необходимую для размышлений информацию, а не просто зубрить.

Публичные школы

Плюсы. Школы расположены рядом с домом, образование в них бесплатное. Многие школы имеют группы продленного дня крайне полезные, в случае если родители задерживаются на работе. В таких школах детей часто кормят бесплатно. Ребенок приобретает хорошие навыки общения со сверстниками.

Минусы. Такие школы ориентированы на средних учеников. Преподаватели, как правило, оставляют вне особого внимания «двоечников» и «отличников». Всегда есть риск, что образование в таких школах будет плохим. Кроме того, в публичных школах часто высок уровень криминальной активности.

 

Частные школы

Плюсы. Уровень образования в них намного выше, чем в публичных школах. Классы меньше. Дети получают прекрасное питание. Ребенок получает возможность получить дополнительные знания и умения.

Минусы. Школы платные и, как правило, достаточно дорогие. Кроме обычной платы за обучение, родители обязаны периодически доплачивать за различные услуги, предоставленные их детям. Кроме того, часто требуется участие родителей в различных школьных мероприятиях. Частные школы имеют право приглашать учителей, не имеющих специального педагогического образования – таким образом, может сложиться ситуация, когда учитель просто не умеет учить. Частные школы не дают гарантии, что они смогут служить щитом для негативного влияния извне (курение, наркотики и т.д.).

 

 

Домашнее образование

Плюсы. Это более естественный процесс для приобщения ребенка к знаниям. Расписание занятий ребенка можно варьировать в зависимости от его психологического состояния, успеваемости и т.д. В домашних условиях ребенок получает больше времени на то, чтобы оставаться ребенком. Выпускники домашних школ показывают лучшие результаты при сдаче экзаменов и тестов, чем обычные школьники. Причем эти результаты не зависят от того, являются ли их родители профессиональными педагогами или просто дилетантами, честно старающимися передать своим детям необходимые знания и умения.

Минусы. Домашнее образование требует для родителей огромных затрат времени. Родители сталкиваются с необходимостью планировать занятия ребенка, проверять его знания, что для многих оказывается весьма сложной задачей. Кроме собственно занятий, родители должны предоставить ребенку возможность полноценного общения со сверстниками. Кроме того, многие родители часто оказываются в сложном положении: они должны выполнять не только роль папы или мамы, но и учителя. Довольно часто это приводит к появлению сложных психологических проблем во взаимоотношениях родителей и детей.

 

Опыт перехода на домашнее обучение

Результаты обучения в домашних условиях оказываются впечатляющими. К примеру, в 2001 году в числе десяти победителей национальной олимпиады по географии оказались четыре ребенка, обучающихся в домашних условиях. Дети, которые получают образование дома, как правило, лучше сдают базовые тесты, определяющие уровень знаний, чем их сверстники, получающие традиционное образование. В 1998 году подобное исследование было проведено Мэрилендским университетом. Как показали тесты по базовым предметам, предложенные 20 тыс. детям школьного возраста, результаты школьников оказались существенно ниже результатов, продемонстрированных «домашними детьми».

 

Домашнее образование не является чем-то революционно новым. К примеру, два величайших президента США – Джордж Вашингтон и Абрахам Линкольн получили домашнее образование, что не помешало им сделать блестящие карьеры в военной (Вашингтон) и юридической (Линкольн) сфере. Однако до начала 1980-х годов домашнее образование в США находилось вне закона и допускалось лишь для тяжело больных детей. В начале 1980-х ситуация начала изменяться – приверженцы некоторых христианских конфессий, возмущенные тем, что в школьных программах исчезла религиозная составляющая, начали учить детей дома.

 

Ныне штаты США по-разному подходят к домашнему образованию. В некоторых штатах достаточно проинформировать местные органы образования о подобном желании родителей. В других штатах, родители, желающие учить детей дома обязаны сдать особые тесты, которые позволят проверить их уровень педагогической квалификации. Любопытно, что уровень благосостояния родителей не оказывает влияния на их выбор системы домашнего образования. Более того, в 28% случаев, когда ребенок получает домашнее образование, в семье работают и отец и мать.

 

По оценкам Министерства образования США*, в 1984 году примерно 50 тыс. американских детей учились дома. В 1988 году их количество увеличилось до 300 тыс. В 1993 году домашнее образование стало нормой на всей территории США. По официальным данным в 1999 году число детей, получающих образование домашним порядком возросло до 850 тыс., хотя некоторые исследователи считают, что в реальности число таких детей может достигать 2 млн, потому что не во всех штатах США требуется обязательное уведомление органов образования о том, что ребенок получает образование дома. По оценкам Ассоциации защиты домашних школ, ежегодно число учащихся «домашних школ» увеличивается на 15%.

* По данным Национального центра статистики образования в среднем, в 2000 году в публичной школе США один учитель приходился на 15,1 учеников. Для сравнения, в 1960 году – один учитель приходился на 26 учеников. В 2001 году в частных школах получали образование 11,2% американских детей. В 2000…2001 годах средняя зарплата учителя школы США составляла 42 898 долл. в год. По данным Министерства торговли США, среднестатистический американец в 2000 году заработал 28 272 долл. 

Главными причинами, по которым родители решаются не отдавать детей в традиционные школы, являются низкое качество образования и тяжелая криминогенная обстановка в школах. Опросы показывают, что многие американские родители убеждены, что школы не способны привить их детям необходимые этические и моральные качества. Кроме того, «домашние» дети проводят в три раза меньше времени у телевизора, чем их сверстники, получающие традиционное образование.

 

Некоторые специалисты считают, что домашние дети, побеждающие своих сверстников – лишь вершина айсберга, поскольку многие «выпускники» домашних школ не участвуют в подобных состязаниях не из-за своей скромности, а из-за плохих знаний. Кроме того, школа предоставляет детям возможность получить навыки поведения в обществе – чего они лишены в тепличных домашних условиях. Сторонники домашнего образования оперируют иными фактами. В частности, ряд исследований показывает, что выпускники домашних школ становятся лучшими работниками и реже нарушают закон. По мнению психолога Ларри Шаерса, изучавшего эту проблему, причина в том, что «домашние» дети имеют перед глазами лучшие образцы поведения, чем их сверстники в школах. «Домашние» дети подражают своим родителям (как правило, заняться домашним обучением своих детей решаются высокообразованные люди), а школьники – своим сверстникам, далеко не всегда демонстрирующим хорошие образцы поведения.

 

Барбара Кертис, профессиональный педагог и мать 11-ти детей, написавшая книгу по проблемам домашнего образования «Первые шаги для подготовки Вашего ребенка к жизни», резюмирует: «Если родители хотят дать своим детям домашнее образование они должны ответить на два ключевых вопроса: 1. Будет ли полезно это для нашего ребенка? 2. Способны ли мы стать хорошими учителями?».

 

 

 

 

Статья взята с сайта http://n-t.ru

Русско-японская война 1904-05 гг.

Тема: Русско-японская война 1904-05 гг.

 
«Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений».
(А.Барбюс)

План:

1. Причины войны.
2. Ход военных действий:
а) Порт-Артур;
б) Манчжурская армия;
в) Цусимское сражение.
3. Портсмутский мир и итоги войны.

1. Причины войны

Русско-японская война 1904-05 гг. была первой войной, в которую ввязалась Россия в XX веке.

В отличие от Русско-турецкой войны 1877-78 гг., где Россия боролась против своего историчекского врага, заступаясь за братьев-православных, цели этой войны были народу непонятны.

Война с обеих сторон носила империалистический характер, и была борьбой двух держав за сферы влияния в Китае, который в конце XIX века начали делить между собой крупнейшие колониальные державы.

Император из династии Цин не имел возможности защитить свою страну и вынужден был из множества зол выбирать меньшее – за право сохранить номинальную власть предоставлять иностранцам преимущественные права в различных частях своей Поднебесной империи.

В этот период между Россией и Японией развенулась борьба за сферы влияния в Манчжурии (Северный Китай) и Корее.

Для России эта борьба имела жизненно важное значение.
Манчжурия граничала с российскими территориями, и попадание её под влияние иностранного государства создавало угрозу российскому Дальнему Востоку.

Активизация колониальных стран в Китае побудили царское правительство вплотную заняться освоением дальневосточных территорий.

В 1891 г. началось строительство Великого Сибирского пути (ж/д) из Челябинска до Владивостока (более 7 тыс. км).

В 1896 г. с Китаем был подписан договор о строительстве через Манчжурию во Владивосток КВЖД (Китайско-восточной ж/д).

В 1898 г. Россия арендовала в Корее на Ляодунском п-ове Порт-Артур, ставший основной военно-морской базой тихоокеанского флота.

В 1899 г. колониальные страны провозгласили в Китае политику «открытых дверей» и «равных возможностей», что привело к разделу Китая на сферы влияния и ещё больше обострило русско-японские противоречия.

Политика колонистов вызвала возмущение китайцев и в 1899 г. в центре Китая вспыхнуло антиколониальное восстание «ихэтуани» («кулак во имя мира и справедливости»).

В связи с тем, что в число обязательных обрядов последователей «ихэтуани» было овладение особых приёмов кулачного боя, в западной литературе эти события получили название «восстание боксёров».

Восстание побудило страны временно забыть о конфликтах и объединиться для его подавления.

Согласно всеобщей договорённости после подавления восстания в 1900 г. колониальные страны начали вывод своих войск из Китая.

Однако русское правительство заметило, что на оставленных ею территориях преимущественные права получают японцы.
В подобной ситуации царское правительство принимает решение в одностороннем порядке прекратить вывод своих войск, чем вызвала протест других стран.

Все попытки договориться с китайским правительством об исключительных правах России в интересующих нас территориях оказались безуспешными, и Россия решила вести переговоры напрямую с Японией.

Но переговорный процесс сразу же зашёл в тупик, т.к. Япония настаивала на признание Россией её преобладающих интересов в Корее (на что мы были согласны), но сама отказывалась признавать интересы России в Манчжурии.

Все уступки России вызывали лишь ужесточение требований со стороны Японии, что побудило царское правительство прибегнуть к демонстрации силы.

Для давления на японскую делегацию в порт Чемульпо под предлогом защиты русской дипломатической миссии были посланы русские военные корабли (это вызвало возмущение европейских стран, хотя в этом порту стояли и их корабли).

Одновременно Россия окончательно прекратила вывод войск из Манчжурии.

К этому моменту в Спб. меняется отношение к возможной войне.
Эта «маленькая победоносная война» должна была сплотить русских вокруг трона и отвлечь народные массы от революционной борьбы.

24 января 1904 г. Япония, обвинив Россию в срыве переговоров, разорвала дипломатические отношения с ней.
Фактически, на языке дипломатии, это означало объявление войны.

Отношение правительства к этой войне нам уже известны, а что же общество.

Русское общество встретило известие о войне с невероятным легкомыслием.

Настроение общества выразительно описал русский художник и историк-искусствовед А.Н.Бенуа:

«Это была первая настоящая война, в которую была втянута Россия после 1878 г., но за совершенно настоящую ее никто вначале не считал, а почти все отнеслись к ней с удивительным легкомыслием – как к какой-то пустяшной авантюре, из которой Россия не может не выйти победительницей. Подумайте. Эти нахалы япошки, макаки желтомордые, и вдруг полезли на такую махину, как необъятное государство Российское с его более чем стомиллионным населением. У меня и у многих зародилось даже тогда подобие жалости к этим «неосторожным безумцам». Ведь их разобьют в два счёта, ведь от них ничего не останется, а если война перекинется к ним на острова, то прощай всё их чудесное искусство, вся их прелестная культура, которая мне и друзьям особенно полюбилась за последние годы…
Недолго, однако, пребывало русское общество в неведении настоящей силы нового презренного врага… Постепенно положение стало меняться, а после гибели «Петропавловска» и битв при Ляояне и Мукдене, после ряда отходов «на заранее укреплённые позиции» – японцы «макаки» перестали быть смешными, русское общество вспомнило о воинском духе и воинских доблестях этой «страны самураев» и поняло, что надо дать достойный отпор…».

2. Ход военных действий

Первой военные действия начала Япония.

В ночь c 26 на 27 января японские миноносцы под покровом темноты атаковали находящуюся на внешнем рейде Порт-Артура русскую эскадру, и вывели из строя 2 броненосца и 1 крейсер.

27 января 1904 г. японский флот блокировал в Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», попытка которых вырваться из порта с боем окончилась неудачно.

Русско-японская война 1904-05 гг.

Чтобы не допустить захвата кораблей японцами капитаны приняли решение снять экипажи на берег, а корабли уничтожить.

«Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен (впоследствии «Варяг» был поднят со дна и введён в состав японского флота, выкуплен Россией и отправлен на ремонт в Европу, а после революции 1917 г. конфискован за долги и распилен на металлолом).

Крейсер «Варяг» на Большом Кронштадском рейде, май 1901 года

Канонерская лодка «Кореец». Хромолитография. Кон. XIX в.

Началась война, в которой обе стороны были уверены в своей победе.

Если рассмотреть соотношение сил, то бросается в глаза явное преимущество России, обладавшей бо́льшим людским, сырьевым и техническим потенциалом.

Но реально основные её силы находились в западных и центральных районах, а флот был разбросан по всем морям и океанам.

КВЖД была сразу перекрыта, а недостроенная Транссибирская ж/д была не готова к крупным переброскам на восток.

Сюда же можно добавить и более современную технику японцев.

Таким образом и получалось, что на Дальнем Востоке перевес оказался в пользу Японии.


а) Порт-Артур

Основные бои этой войны развернулись на 2-х театрах военных действий: в районе Порт-Артура и в Манчжурии.

Командующим порт-артуровской эскадры был назначен известный флотоводец, учёный и полярный исследователь, решительный и крутой человек, вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

Понимая, что его силы уступают японским, но не желая отсиживаться в порту, Макаров стал проводить тактику агрессивной обороны, выводя корабли в Жёлтое море, нанося удары и уходя обратно в порт.

В ответ японцы на выходе из русского порта разбрасывали мины и оставляли в засаде свои корабли.

В марте 1904 г. в такую засаду попал эсминец «Страшный».

Вышедшая на помощь русская эскадра опоздала, а на пути в порт флагманский корабль »Петропавловск» наскочил на мину и в две минуты затонул.

Погибла вся команда, Макаров и весь его штаб.

Из Спб. пришёл приказ о назначении на пост командующего контр-адмирала Витгефта, от которого сразу же потребовали прорваться всей эскадрой во Владивосток и объединить там русские морские силы.

Витгефт считал эту операцию самоубийством, но вынужден был подчиниться.

28 июля 1904 г. он дал приказ идти во Владивосток, но уже через 2 часа в Жёлтом море их встретили японский флот во главе с адмиралом Того.

Японцы были быстроходнее и лучше вооружены, но это компенсировалось русским упорством и талантом.

Обе стороны сильно пострадали, Того уже готов был отдать приказ выйти из боя, когда японский снаряд накрыл флагман и уничтожил Витгефта и весь штаб.

Без общего руководства русская эскадра стала рассеиваться – броненосцы вернулись в Порт-Артур, часть кораблей была уничтожена, несколько же ушло в нейтральные порты, где были арестованы до конца войны.

В итоге мы потеряли всю эскадру, и японцы приступили к штурмам самой крепости Порт-Артур.

Командующим гарнизоном был поставлен бездарный генерал-лейтенант Стессель.

Однако фактически во главе обороны встала группа молодых офицеров, среди которых выделялся генерал-лейтенант Кондратенко.

За несколько месяцев для укрепления форта было сделано больше, чем за 6 предвоенных лет.

Августовские, сентябрьские и октябрьские штурмы были отбиты, и действия перешли в позиционную войну – подкопы, контрподкопы, траншеи, локальные рукопашные схватки и борьба за господствующие высоты.

Но без помощи Большой земли долго Порт-Артур продержаться не мог – нехватка снарядов и людей, начался голод и цинга.

22 ноября японцам удалось захватить гору Высокую, с которой рейд был как на ладони.

2 декабря под обстрелом погиб Кондратенко, а 19 декабря японцы овладели второй господствующей высотой – Большое Орлиное гнездо.

20 декабря гарнизон Порт-Артура капитулировал.


б) Манчжурская армия

Параллельно с боями за Порт-Артур кровопролитные сражения развернулись на севере Китая – в Манчжурии.

Командующим манчжурской армией был поставлен опытный, но отличающийся нерешительностью генерал Куропаткин.

Долгое время с начала войны он ошибочно считал, что японцы многократно превосходят его силы.

Это выливалось в его нерешительные действия и отступления.

Лишь осенью 1904 г., осознав свою ошибку, командующий запланировал контрнаступление.

Но пока русские по горным тропам заходили японцам во фланг, те ударили в лоб.
План русских провалился, но и продвижение японцев было остановлено.

После падения Порт-Артура японцы перебросили свои силы против Куропаткина и действительно создали перевес.

В феврале 1905 г. под Мукденом развернулось 3-недельное сражение.

Японцы попытались взять русских в мешок, но Куропаткину удалось вырваться.

Терпению Спб. пришел конец, и Куропаткина заменили на Линевича, который приказал закрепиться на новых рубежах.

Японцы также понесли в Манчжурии огромные потери и предпочли перейти к позиционной войне.

Первый этап войны завершился поражением России и на суше и на море.


в) Цусимское сражение

Несмотря на успехи, эта война истощила ресурсы Японии, которая через посредничество США стала искать мира.

Но Николай II не мог смириться с поражением, которое сильно пошатнуло его авторитет, и он решил использовать в войне свой последний козырь – Балтийский военно-морской флот.

Адмиралу Рожественскому был дан приказ обогнуть Европу и Африку, достичь Тихого океана, встретиться с японским флотом и разгромить его.

В состав эскадры было включено 30 кораблей, многие из которых были устаревшими и тихоходными, так что несколько вышло из строя уже в начале экспедиции.

Атмосфера на кораблях была тяжелейшая – команды не горели желанием встретиться с японцами, сам адмирал безрезультатно просил об отставке.

Рожественский не верил в победу и стремился лишь прорваться во Владивосток.

14 мая 1905 г. в Цусимском проливе русская эскадра встретилась с японцами.

Генерал Игнатьев так писал об этой авантюре:

«Флот, как и армия, оказался неподготовленным к великому испытанию.
Жутко было узнать впоследствии, что большинство офицеров уходило из Кронштадта с твердым сознанием своей обреченности /…/ японцы громили их бризантными снарядами, сносившими все управление кораблями, и обращая суда в пылающие костры, тогда как наши бронебойные снаряды не причиняли врагу серьезного вреда /…/ все моряки наши знали, что, кроме четырех современных броненосцев, пары крейсеров да десятка миноносцев, вся остальная эскадра представляла разношерстную армаду из старых ”самотопов” да увеселительной великокняжеской яхты включительно…».

При дворе, да и во всей России широко стала известна шутка генерала Драгомирова:

«Вот мы японцев всё хотели бить образами наших святых, а они нас лупят ядрами и бомбами, мы их образами, а они нас пулями».

Быстроходность, скорострельность, опыт года войны взяли верх над устаревшими кораблями русских с неопытной командой и не верящим в победу командованием.

Русские сопротивлялись сколько могли и нанесли японцам сильный урон, но во Владивосток прорвалось лишь 3 корабля.

3. Портсмутский мир и итоги войны

Цусима стала настоящей трагедией для России, ещё бо́льшей, чем Севастополь в 1856 г., где против нас была не одна маленькая и только что вышедшая из феодального средневековья страна, а несколько самых развитых в мире держав.

Страна, которую никто вначале не воспринимал всерьёз, не просто нанесла России поражение, но и унизила её.

Война была проиграна, а в самой России набирала силу революция, и Николай II вынужден был согласиться на мирные переговоры, которые проходили в Портсмуте (США).

Профессиональные дипломаты один за другим уклонялись от участия в переговорах, т.к. мир после поражения не принесёт славы, а неудача станет концом политической карьеры.

Более того, Николай II ставил перед дипломатами нереальную задачу «четырёх нет»:

  • нет уступки русской территории;
  • нет уплаты военной контрибуции;
  • нет изъятия КВЖД;
  • нет ликвидации русского военного флота на Тихом океане.

За это гибельное дело взялся бывший в опале С.Ю.Витте, проведший очень сложные переговоры, в итоге которых Россия потеряла лишь южную часть Сахалина, признала исключительные права Японии в Корее, и уступили ей аренду Порт-Артура.

23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир, который стал вершиной дипломатического искусства С.Ю.Витте, вновь вернувшегося к власти и получившего за это графский титул (противники тут же нарекли его «графом Полусахалинским», намекая на уступки южной части Сахалина).

Русско-японская война изначально носила несправедливый характер с обеих сторон и подорвала экономику обоих государств.

Людские потери для «маленькой победоносной войны» были огромны:

  • Россия – ≈ 50 тыс. человек;
  • Япония – ≈ 86 тыс. человек.

Раненых же было намного больше.

Россия потеряла свои позиции на Дальнем Востоке и в мире, а внутри страны экономические и политические последствия лишь подтолкнули массы на революционные выступления.

ИСКРА

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ГАЗЕТА
«ИСКРА»
№ 1. ДЕКАБРЬ 1900 ГОДА

«Из искры возгорится пламя!»
Ответ декабристов Пушкину.

НАСУЩНЫЯ ЗАДАЧИ НАШЕГО ДВИЖЕНИЯ

Русская социал-демократия не раз уже заявляла, что ближайшей политической задачей русской рабочей партии должно быть ниспровержение самодержавия, завоевание политической свободы. Это заявляли больше 15 лет тому назад представители русской социал-демократии, члены группы «0св. Труда», это заявили два с половиной года тому назад и представители русских социал-демократических организаций, образовавшие весной 1898 года Российскую Социал-демократическую Рабочую Партию. Но, несмотря на эти неоднократные заявления, вопрос о политических задачах социал-демократии в России снова выступает на очередь в настоящее время. Многие представители нашего движения выражают сомнение в правильности указанного решения вопроса. Говорят, что преобладающее значение имеет экономическая борьба, отодвигают на второй план политические задачи пролетариата, суживают и ограничивают эти задачи заявляют даже, что разговоры об образовании самостоятельной рабочей партии в России просто повторение чужих слов, что рабочим надо вести одну экономическую борьбу, предоставив политику интеллигентам в союзе с либералами. Это последнее заявление нового символа веры (пресловутое credo) сводится уже прямо к признанию русского пролетариата несовершеннолетним и к полному отрицанию социал-демократической программы. А «Рабочая Мысль» (особенно в отдельном Приложении) высказалась в сущности в том же смысле. Русская социал-демократия переживает период колебаний, период сомнений, доходящих до самоотрицания. С одной стороны, рабочее движение отрывается от социализма: рабочим помогают вести экономическую борьбу, но им, вовсе не разъясняют при этом или недостаточно разъясняют социалистических целей и политических задач всего движения в целом. С другой стороны, социализм отрывается oт рабочего движения: русские социалисты опять начинают все больше и больше говорить о том, что борьбу с правительством должна вести одними своими силами интеллигенция, ибо рабочие ограничиваются лишь экономической борьбой.

Троякого рода обстоятельства подготовили, по нашему мнению, почву для этих печальных явлений. Во-первых, в начале своей деятельности русские социал-демократы ограничились одной кружковой пропагандистской работой. Перейдя к агитации в массах, мы не всегда могли удержаться от того, чтобы не впасть в другую крайность. Во-вторых, в начале своей деятельности нам приходилось очень часто отстаивать своё право на существование в борьбе с народовольцами, которые понимали под «политикой» деятельность, оторванную от рабочего движения, которые суживали политику до одной только заговорщической борьбы. Отвергая такую политику, социал-демократы впадали в крайность, отодвигая на второй план политику вообще. В-третьих, разрозненно действуя в местных мелких рабочих кружках, социал-демократы недостаточно обращали внимание на необходимость организации революционной партии, объединяющей всю деятельность местных групп и дающей возможность правильно поставить революционную работу. А преобладание разрозненной работы естественно связано с преобладанием экономической борьбы.

Все указанные обстоятельства породили увлечение одной стороной движения. «Экономическое» направление, (поскольку тут. можно говорить о «направлении») создало попытки возвести эту узость в особую теорию, попытки воспользоваться для этой цели модной берншейниадой, модной «критикой марксизма», проводящей старые буржуазные идеи под новым флагом. Лишь эти попытки породили опасность ослабления связи между русским рабочим движением и русской социал-демократией, как передовым борцом за политическую свободу. И самая насущная задача нашего движения состоит в креплении этой связи.

Социал-демократия есть соединение рабочего движения с социализмом. её задача – не пассивное служение рабочему движению на каждой его отдельной стадии, а представительство интересов всего движения в целом, указание этому движению его конечной цели, его политических задач, охрана его политической и идейной самостоятельности. Оторванное от социал-демократии, рабочее движение мельчает, и необходимо впадает в буржуазность: ведя одну экономическую борьбу, рабочий класс теряет свою политическую самостоятельность, становится хвостом других партий, изменяет великому завету «освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих». Во всех странах был такой период, когда рабочее движете и социализм существовали отдельно друг от друга и шли особой дорогой, – и во всех странах такая оторванность приводила к слабости социализма и рабочего движения; во всех странах только соединение социализма с рабочим движением создавало прочную основу и для того и для другого. Но в каждой стране это соединение социализма с рабочим движением вырабатывалось исторически, вырабатывалось особым путём, в зависимости от условий места и времени. В России необходимость соединения социализма и рабочего движения теоретически провозглашена уже давно – но практически это соединение вырабатывается лишь в настоящее время. Процесс этой выработки есть очень трудный процесс, и нет ничего особенно удивительного в том, что он сопровождается разными колебаниями и сомнениями.

Какой же урок вытекает для нас из прошлого?

История всего русского социализма привела к тому, что самой его насущной задачей оказалась борьба против самодержавного правительства, завоевание политической свободы: наше социалистическое движение концентрировалось, так сказать, на борьбе с самодержавием. С другой стороны, история показала, что в России оторванность социалистической мысли от передовых представителей трудящихся классово гораздо больше, чем в других странах, и что при такой оторванности русское революционное движение осуждено на бессилие. Отсюда сама собою вытекает, та задача, которую призвана осуществить русская социал-демократия: внедрить социалистические идеи и политическое самосознание в массу пролетариата и организовать революционную партию, неразрывно связанную со стихийным рабочим движением. Много уже сделано в этом отношении русской социал-демократией, но ещё больше остается сделать. С ростом движения поприще деятельности для социал-демократии становится всё шире, работа всё разностороннее, всё большее число деятелей движения сосредотачивает свои силы на осуществлении различных частных задач, которые выдвигаются повседневными нуждами пропаганды и агитации. Это явление совершенно законное и неизбежное, но оно заставляет обращать особое внимание на то, чтобы частные задачи деятельности и отдельные приёмы борьбы не возводились в нечто самодовлеющее, чтобы подготовительная работа не возводилась на степень главной и единственной работы.

Содействовать политическому развито и политической организации рабочего класса – наша главная и основная задача. Всякий, кто отодвигает ату задачу на второй план, кто не подчиняет ей всех частных задач и отдельных приёмов борьбы, тот становится на ложный путь и наносит серьёзный вред движению.

Отодвигают эту задачу, во-вторых, те, кто суживает содержание и размах политической пропаганды, агитации и организации, кто считает возможным и уместным угощать рабочих «политикой» только в исключительные моменты их жизни, только в торжественных случаях, кто слишком заботливо разменивает политическую борьбу против самодержавия на требование отдельных уступок от самодержавия и недостаточно заботится о том, чтобы эти требования отдельных уступок возвести в систематическую и бесповоротную борьбу революционной рабочей партии против самодержавия.

«Организуйтесь!», повторяет рабочим на разные лады газета «Рабочая Мысль», повторяют все сторонники «экономического» направления. И мы, конечно, всецело присоединяемся к этому кличу, но мы непременно добавим к нему – организуйтесь не только в общества взаимопомощи, стачечные кассы и рабочие кружки, организуйтесь также и в политическую партию, организуйтесь для решительной борьбы против самодержавного правительства и против всего капиталистического общества. Без такой организации пролетариат не способен подняться до сознательной классовой борьбы, без такой организации рабочее движение осуждено на бессилие, и одними только кассами, кружками и общества взаимопомощи рабочему классу никогда не удастся исполнить лежащую на нём великую историческую задачу – освободить себя и весь русский народ от его политического и экономического рабства. Ни один класс в истории не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей, своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить им. И русский ра6очий класс показал уже, что он способен выдвигать таких людей: широко разлившаяся борьба русских рабочих за 5-6 последних лет показала, какая масса революционных сил таится в рабочем классе, как самые отчаянные правительственные преследования не уменьшают, а увеличивают число рабочих, рвущихся к социализму, к политическому сознанию и к политической борьбе. Съезд наших товарищей в 1898 г. верно поставил задачу, в не повторил чужие слова, не выразил одно только увлечение «интеллигентов»… И мы должны решительно взяться за выполнена этих задач, поставить на очередь вопрос о программе организации и тактике партии. Как мы смотрим на основные положения нашей программы, мы уже сказали, а подробно развивать эти положения. Здесь, конечно, не место Вопросам организационным мы намерены посвятить ряд статей в ближайших номерах. Это один из самых больных наших вопросов. Мы сильно отстали в этом отношении от старых деятелей русского революционного движения, надо прямо признать этот недочёт и направить свои силы на выработку более конспиративной постановки дела, на систематическую пропаганду правил ведения дела, приёмов надувания жандармов и обхода сетей полиции. Надо подготовлять людей, посвящающих революции не одни только свободные вечера, а всю свою жизнь, надо подготовлять организацию настолько крупную, чтобы в ней можно было провести строгое разделение труда между различными видами нашей работы. Что касается, наконец, до вопросов тактики, то мы ограничимся здесь следующим: социал-демократия не связывает себе рук, не суживает своей деятельности одним каким-нибудь заранее придуманным планом или приёмом политической борьбы – она признает все средства борьбы, лишь бы они соответствовали наличным силами партии и давали возможность достигать наибольших результатов, достижимых при данных условиях. При крепкой организованной партии отдельная стачка может превратиться в политическую демонстрацию, в политическую победу над правительством. При крепкой организованной партии восстание в отдельной местности может разрастись в победоносную революцию. Мы должны помнить, что борьбе с правительством за отдельные требования, отвоевание отдельных уступок, это – только мелкие стычки с неприятелем, это – небольшие схватки ни форпостах, а решительная схватка ещё впереди. Перед нами стоит во всей своей силе неприятельская крепость, из. которой осыпают нас тучи ядер и пуль, уносящие лучших борцов. Мы должны взять эту крепость, и мы возьмём её. если все силы пробуждающегося пролетариата соединить со всеми силами русских революционеров в одну партию, к которой потянется всё, что есть в России живого и честного. И только тогда исполнится великое пророчество русского рабочего-революционера, Петра Алексеева: «подымится мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками, разлетится в прах!».

ВИЛЬГЕЛЬМ ЛИБКНЕХТ

(родился 29-го марта 1826 г., умер 1-го августа 1900 г.)

Со смертью старейшего вождя германской социал-демократии революционный пролетариат всего мира лишился одного из своих наиболее замечательных и неутомимых борцов и руководителей. Не даром весть об его внезапной кончине, как громом поразила передовых рабочих всех цивилизованных стран. Не только из всех концов Германии, но и из других стран Европы, да не одной лишь Европы, а и Америки, Австралии, и даже из южной Африки, Японии посланы были сочувственные телеграммы, с выражением глубокой скорби о незаменимой утрате, понесённой международной социал-демократией. Похороны Либкнехта приняли характер и размеры величественной манифестации, в которой приняли участие сотни тысяч, быть может, около миллиона немецких рабочих и представителей рабочих партий Англии, Франции, Австрии, Венгрии, Бельгии, Дании и разных других стран. По единодушным заявлениям всех добросовестных газетных корреспондентов, видевших эту манифестацию, таких грандиозных похорон не удостаивался ещё ни один король, ни один император.

Всеобщая глубокая симпатия борющегося пролетариата всего мира к Либкнехту, с такой силой и искренностью выразившаяся по случаю его кончины, обретены были им многолетней службой делу освобождения рабочего класса, неутомимыми усилиями его на пользу умственного а политического возвышения эксплуатируемых и. угнетенных рабочих масс. Представить полную и разностороннюю оценку его заслуг перед международным пролетариатом, – значит дать подробное описание его жизни и деятельности, по меньшей мере, начиная с шестидесятых годов, т.е. приблизительно за сорок лет. Но начало его общественной деятельности относится к революции 1848 г., а выработка его убеждений и идеалов, на служение которым он отдал свои способности, началась ещё раньше, в те времена, когда в Германии, как теперь в России, не только рабочие, но и буржуазные классы, в особенности образованные их слои, терпели от правительственного произвола и устарелых государственных и общественных порядков. История жизни и деятельности Либкнехта теснейшим образом связана, поэтому, с историей Германии, а косвенно с важнейшими моментами и событиями в истории. Европы, за период более продолжительный, чем полстолетие. Для того, чтобы представить биографию Либкнехта в таких широких рамках, надобно написать объёмистую книгу. Здесь же мы ограничимся только сообщением нескольких. фактов из его, полной неутомимой деятельности и борьбы жизни, и, главным образом, из того периода её, в течение которого он воспитался и подготовился к роли вождя германских рабочих.

*  *  *

По своему рождению и воспитанию, Либкнехт принадлежит к 6уржуазии и именно к тому её слою, который у нас известны под названием «интеллигенция». Как я уже сказал, во времена его детства и юности, в Германии господствовало монархическое и полицейское самовластие, от которого больше всего страдали, конечно, низшие городские классы да деревенские массы, находившиеся сверх того, под гнетом помещиков, но терпели также и буржуазные классы,– торговцы, фабриканты, а в особенности образованные их слои, врачи, адвокаты, учителя, профессора и учащаяся, по преимуществу, университетская молодежь. Вследствие этого, буржуазия вообще, а интеллигента в особенности, проникнута была духом недовольства и оппозиции. Наиболее благородный натуры и горячие головы из интеллигенции проникнуты были сочувствием к народным страданиям, мечтали о таких общественных порядках, при которых не было бы места неравенству и несправедливости и старались даже распространять свои революционные и социалистические идеи среди рабочих. Внутри, самой Германии пропаганда эта велась, конечно, тайно, под страхом строжайших наказаний. Но немецкие рабочие, главным образом молодые подмастерья, имели тогда обыкновение перекочевывать из одного города в другой и даже из одной страны в другую. Благодаря этому обстоятельству, немецких рабочих в 40-х и 50-х годах можно было встретить сотнями не только в Швейцарии, Франции, Бельгии, соседних с Германией странах, но даже и в Англии. Во всех этих государствах уже до революции 1848 г. были конституционные порядки, дававшие рабочим больше или меньший простор для саморазвития и самодеятельности. Туда направили свои главные усилия те из немецких социалистов и революционеров,, которые стремились вызвать среди рабочих сознательное недовольство существующими порядками. Свободные политические учреждения и антиправительственная и социалистическая агитация туземных оппозиционных партий и рабочих союзов в названных странах, конечно, в свою очередь, сильно способствовали умственному и политическому пробуждению немецких пролетариев, на время или надолго водворявшихся там. Результатом этого двойного воздействия на них было то, что Швейцара, напр., уже в 40-х годах покрылась сетью немецких рабочих обществ. Союз коммунистов, о6разовавшийся в Лондоне и издавший, как известно, знаменитый «Манифест Коммунистической Партии», написанный Марксом и Энгельсом, также состоял, главным образом, из немецких рабочих.

Назревание Первой Русской революции

Тема: Назревание Первой Русской революции

«Оппозиция совершенно необходима. Истинный государственный муж, да и вообще всякий разумный человек, извлечёт больше пользы от общения со своими противниками, чем с самыми горячими сторонниками».
(Б.Франклин)

План:

1. Русская модернизация.
2. Экономический кризис начала XX века.
3. Активизация оппозиционных сил:
а) социал-демократическое движение;
б) народническое движение;
в) либеральное движение.
4. Политика правительства накануне революции.

1. Русская модернизация

Начало XX века стало временем «великих потрясений» в истории России, потому что к этому моменту внутри неё накопилась масса противоречий (экономических, социальных, политических), которые переплелись в клубок и распутать их обычными «цивилизованными» методами можно было только, если бы правительство пошло на масштабные реформы во всех сферах жизни общества.

Однако консервативная политика императора Николая II не только не снижала напряжённость, а ещё больше её обостряла.

В основе тотального кризиса в России начала XX века лежали последствия того пути модернизации, который бы избран в конце XIX века.

Под модернизацией в данном случае подразумевается развитие индустриального общества и его способность к самоподдерживающейся изменяемости.

Мало создать индустрию, необходимо создать условия для её дальнейшего развития.

Существует два типа модернизации:

  1. «Органическая» – т.е. связанная с внутренними, естественным развитием капитализма (более стабильная и характерная для Западной Европы).
  2. «Догоняющая» – основанная на внешнем факторе (искусственное стимулирование основных отраслей производства с целью догнать в своём развитии передовые индустриальные страны и не допустить слишком большого разрыва прежде всего в военно-промышленной области).

Признаками «догоняющей» модернизации являются:

  • более сжатые сроки;
  • чёткая направленность в конкретные отрасли (т.е. неравномерность развития);
  • государственное регулирование, что приводит к укреплению авторитарных начал верховной власти.

Россия, стараниями Витте пошла по 2-ому пути и довольно быстро сумела создать тяжёлую индустрию.

Но такой капитализм не опирался на естественные рынки сбыта (напр. потребности деревни), а существовал лишь за счёт государственных заказов, и в кризисных ситуациях плохо перестраивается, что и произошло в начале XX века во время тяжёлого европейского промышленного кризиса.

2. Экономический кризис начала XX века

Промышленный кризис 1900 г. в России сильнее всего ударил именно по тем отраслям, развитие которых правительство более всего подстёгивало, и которые не опирались на естественные рынки сбыта – по металлургии и машиностроению.

Это была своего рода плата за подстёгивание промышленного развития в кон. XIX века.

И если в 1904 г. западные страны, перестроившись, стали выходить из кризиса, Россия вступила в затяжной период депрессии.

Перепроизводство и резкое падение цен на промышленные товары заставили индустриальные гиганты пойти на заключение между собой соглашений, что привело к монополизации.

В России существовало 3 вида монопольных объединений:

  1. Картель – объединение, участники которого договаривались о совместном регулировании объёмов производства, условиях сбыта продукции и найме рабочих.
  2. Синдикат – объединение, осуществляющее централизованное распространение заказов, закупку и реализацию продукции.
  3. Трест – объединение, осуществляющее полный контроль над процессом производства и сбыта однородной продукции.

Для России начала XX века более характерны были синдикаты, устанавливающие единые цены на товар.

В 1901 г. 6 из 9 паровозостроительных заводов создали синдикат «Продпаровоз».

В 1902 г. в горно-металлургической отрасли возникли синдикаты «Продамет» и «Трубопродажа», позднее, в 1904 г. появились «Продвагон»«Продуголь» и «Гвоздь».

Синдикаты сдерживали цены от падения, но не решали проблемы сбыта.

Чтобы спастись от банкротства промышленность привлекла средства частных банков, что не решило проблем, и лишь поставило сами банки в тяжёлое положение.

В подобной ситуации на помощь пришло государство.

Министр финансов Витте, спасая свое детище, приказал Государственному банку скупать акции предприятий и банков по явно завышенным ценам, тем самым, вливая в них капиталы и спасая от банкротства.

Это сделало государство владельцем большого количества предприятий, работающих в убыток, и поглотило государственную казну.

В это же время в связи с неурожаем 1901 г. сократились поступления в казну из деревни.

Банкротства, массовая безработица в городах, падение заработной платы, рост цен на продукты вели к росту недовольства, которым и воспользовались оппозиционные силы, резко активизировавшие свою работу.

Экономический кризис, охвативший промышленность, с/х и финансовую сферу стал перерастать в политический.

3. Активизация оппозиционных сил

Промышленный кризис и неурожай сильнее всего ударил по низшим слоям населения.

В городах росла безработица, начались стихийные выступления, после столкновения с полицией и войсками появились первые жертвы.

В деревне, доведённые до отчаяния крестьяне, стали требовать у помещиков хлеба и после отказов силой выгребали господские амбары и угоняли помещичий скот.

Для подавления крестьянского движения правительство расквартировало в деревне войска, содержащиеся за счёт самих же крестьян.

Недовольство народа было настолько велико, что сложилась благоприятная ситуация для активизации оппозиционных сил, которые именно в этот период проходят стадию окончательного политического оформления.

Большинство движений прошли одинаковый путь: сначала создание печатного органа для пропаганды идей и привлечения к себе единомышленников, а затем объединение разрозненных организаций и групп в единую политическую партию.


а) социал-демократическое движение

В социал-демократическом лагере главной проблемой оставалась разобщенность кружков и организаций.

Ведущие лидеры отлично понимали, что провозглашенная в 1898 г. партия РСДРП существует лишь на бумаге, а на деле все кружки действуют разрозненно.

Во главе объединения стали две самых влиятельных социал-демократических организаций: «Освобождение труда» во главе с Плехановым и «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с Лениным.

Летом 1900 г. в Мюнхене была создана редакция газеты «Искра» (лозунг газеты «Из искры возгорится пламя»), в которую вошли по три человека от этих двух организаций:

  • от «Освобождения труда» – Плеханов, Аксельрод и Засулич;
  • от «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» – Ленин, Мартов и Потресов.

В 1901 г. вышел 1-ый номер.

Газета сыграла свою роль – идейно объединила все марксистские кружки и подготовила созыв II съезда РСДРП, который начал свою работу в 1903 г. в Брюсселе, а затем переехал в Лондон.

Этот съезд и явился, по сути, первым настоящим съездом партии, т.к. на нём были выработаны два основополагающих документа: Программа и Устав партии.

Программа партии состояла из двух частей:

  1. «Программа минимум» определяла ближайшие цели:
    • свержение самодержавия и введение демократической республики;
    • уравнение в правах всех граждан;
    • установление 8-часового р/дня;
    • отмена выкупных платежей и возвращение «отрезков».
  2. «Программа максимум» конечной целью партии провозглашала социалистическую революцию, установление диктатуры пролетариата и построения социализма.

В дальнейшем, в 1906 г. на IV съезде РСДРП будет принята аграрная программа партии, предусматривавшая «национализацию земли», т.е. передачу всей земли государству.

Но если Программа была принята без проблем, то по проекту Устава развернулась ожесточенная полемическая борьба.

Все споры развернулись по 1-му параграфу – «о членстве в партии».

Ленин выступал за создание строго централизованной и дисциплинированной партии по образцу «Народной воли» и полному контролю Центра над всеми членами партии.

Отсюда и его формулировка:

«Членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций».

Мартов же стоял за бо́льшую индивидуальную свободу рядовых членов, и предлагал принять формулировку без обязательного участия в одной из партийных организаций:

«Членом РСДРП считается всякий, принимающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное содействие под руководством одной из ее организаций».

Победила формулировка Мартова, но это не изменило дух всего ленинского Устава.

Кроме того, выборы в ЦК партии и редакцию газеты «Искра» дали большинство сторонникам Ленина, которые на съезде образовали фракцию «большевиков», в противовес сторонникам Мартова, объединившимся в фракцию «меньшевиков».

По сути дела на II съезде была создана не одна, а две партии под одной крышей РСДРП.

Меньшевики в своей работе ориентировались на опыт западных социалистических партий и выступали за соглашение с либералами с целью создания единой демократической партии.

Большевики же больше склонялись к союзу с революционным крестьянством и насильственный захват власти.


б) народническое движение

Активизировались и народнические организации, которые в 1901–1902 гг. объединились в Партию социалистов-революционеров (ПСР или партия эсеров).

В своей программе они сохранили народнический тезис о крестьянской общине, как зародыше социализма и тактику террора.

Главная роль в социальной революции ими по прежнему отводилась крестьянству, себя же они причисляли к авангарду трудового народа, который, по их мнению, состоял из крестьян, рабочих и трудящейся интеллигенции.

Идея социализма тесно связывалась с развитием кооперации и самоуправления.

Одним из главных пунктов была «социализация земли», т.е. передачу земли не государству, как у социал-демократов, а в общенародное достояние – общине с дальнейшим распределением земли по трудовой норме.

Но партия эсеров так и не стала единой.

Признавая авторитет Чернова, они так и остались разделёнными на отдельные боевые группы, действующие подчас совершенно независимо, и впоследствии раскололись на два крыла – правых и левых эсеров.


в) либеральное движение

В начале XX века на новый уровень вышло и либеральное движение.

При запрете собраний либералы широко использовали «банкетную кампанию», собираясь под видом банкетов.

Подобно социал-демократам лидеры либералов начали с издания своей газеты, в чём активную роль здесь сыграл близкий либералам «легальный марксист» Струве.

В июне 1902 г. в Штутгарте (Германия) вышел 1-ый номер журнала «Освобождение», в котором было напечатано программное заявление «От русских конституционалистов», написанное Петрункевичемкнязем ШаховскимМилюковым и Корниловым.

На первое место программа выдвигала требование обеспечения прав и свобод личности, призывая само правительство встать на путь реформ, который должен был привести к конституционной монархии с народным представительством, обладающим законодательной властью.

Однако, по-прежнему, на первое место они ставили политические реформы, отодвигая социально-экономические проблемы на задний план, что было ошибкой.

Журнал стал популярен у либерально настроенной части общества и сыграл такую же объединяющую роль, как и «Искра».

Однако и либеральное движение не избежало раскола во время своего политического оформления.

Более радикальная либеральная интеллигенция стремилась к объединению всех демократически сил в борьбе за конституционную монархию.

Летом 1903 г. ими была создана организация «Союз освобождения», ставящая задачей развитие России по пути западноевропейского парламентаризма.

Более умеренные земские либералы (сельская интеллигенция и помещики) выступали за учреждение законосовещательного органа из представителей местных органов самоуправления (земств).

В ноябре 1903 г. ими была создана организация «Союз земцев-конституционалистов».

Обострение ситуации в России в связи с Русско-японской войной 1904-05 гг. подталкивало либералов к более решительным действиям.

Осенью 1904 г. «Союз освобождения» принял решение о переходе к открытым выступлениям с требованием Конституции, а «Союз земцев-конституционалистов» начал подготовку созыва общеземского съезда.

Из-за запрета правительства этот съезд был проведён под видом частного совещания, но благодаря либеральной печати его решения широко известны и поддержаны общественностью.

Лишь в период I Русской революции 1905-07 гг. после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года о создании в России Государственной думы, либералы окончательно сформировали политические партии:

  • на основе «Союза освобождения» была создана Партия конституционных демократов (кадетов) во главе с Павлом Николаевичем Милюковым;
  • на основе «Союза земцев-конституционалистов» образована партия «Союз 17 октября» (октябристы) во главе с Александром Ивановичем Гучковым.

4. Политика правительства накануне революции

Правительство ощущало назревающий политический кризис.

Глава правительства до 1903 г. министр финансов С.Ю.Витте политический кризис считал следствием экономических проблем, и решение видел в экономических реформах, которые должны были снять социальную напряжённость.

Однако отставка Витте и передача функций главы правительства министру внутренних дел В.К.Плеве завершила период реформ.

Новый глава решение всех проблем видел во всеобщем усмирении.

Кроме того, самым опасным источником революционной угрозы он считал образованные слои общества, что и предопределило его борьбу с либеральной частью общества.

Начались преследования земств и вскоре Плеве, а с ним и всё правительство, оказались в изоляции.

И тогда министр внутренних дел находит новый способ сплотить русское общество вокруг царя и отвлечь массы от революционной борьбы:

«Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

Такой войной стала Русско-японская война, начавшаяся 26 января 1904 г.

Но в отличие от Русско-турецкой войны 1877-78 гг. она была крайне непопулярна в народе и регионально неудобна для России, что и привело к поражениям на фронтах.

В итоге война не только не предотвратила революцию, но и стала одной из её причин.

Осознав, что изоляция правительства и её вражда с общественностью зашла слишком далеко, Николай II сменил Плеве князем П.Д.Святополк-Мирским, который взял курс на смягчение режима и налаживание более тесных связей с общественностью.

Прекратились преследования земских деятелей, была ослаблена цензура, а 11 августа 1904 г. по случаю рождения наследника престола был провозглашен Манифест, по которому отменялись телесные наказания в армии, флоте и по приговору волостных судов.

В кон. 1904 г. Николай II созвал совещание для обсуждения мер по успокоению страны, на котором Святополк-Мирский предложил введение в состав Государственного совета земских представителей, что во многом повторяло программу Лорис-Меликова.

Однако резкое выступление Победоносцева, считавшего конституционный путь гибельным для России, привели к изменению текста Манифеста, из которого вычеркнули главные предложения Святополка-Мирского.

Указ царя сохранил пункты уравнения крестьян в правах с другими сословиями, страхование рабочих от несчастных случаев, введение веротерпимости и т.п., но подобные меры не могли стабилизировать политической обстановки в стране.

Последняя возможность избежать социального взрыва была упущена, Святополк-Мирский подал в отставку, а страна покатилась к революции.

Место России в мире к началу XX века

Тема: Место России в мире к началу XX века

План:1. Классификация капиталистических стран.
2. Развитие капитализма в России в конце XIX – начале XX вв.: деятельность С.Ю.Витте.
3. Особенности капитализма в России.

 

1. Классификация капиталистических стран

Перед тем, как начать изучение истории России XX века, вспомним слова одного из крупнейших реформаторов России начала изучаемого нами века Петра Аркадьевича Столыпина:

«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!».

К сожалению XX век стал именно веком великих потрясений, результаты которых влияют и на нашу современную жизнь.
Именно тогда Россия испытала несколько войн и революций, именно тогда в нашей стране начался самый масштабный эксперимент переустройства не только государства, но и самого человека – эксперимент строительства коммунистического общества.
Поэтому-то история России XX века и является основополагающей для понимания нашей современности.

Но до начала XX века наша страна развивалась вполне по традиционному пути, идя от феодализма к капитализму.

В развитии капитализма во всех странах Европы, Америки и Азии есть не только общее, но и много различного.
Именно эти различия в развитии капитализма во многом обуславливали будущее развитие той или иной страны.
На основе них в истории XX века возник новый тип классификации стран по трем эшелонам развития капитализма, характеризующимся:

  1. временем вступления в капитализм;
  2. закономерностями капиталистического развития (т.е. направлением и характером).

Со «временем вступления в капитализм» всё понятно – его классифицируют как «раннее», «позднее» и «позднейшее». А вот «направления» и «характеры» более многообразны.

Учёные выделяют 4 «направления развития капитализма»:

  1. «изнутри» – развитие капитализма, обусловленное внутренними потребностями страны, т.е. по мере созревания предпосылок для капиталистических форм;
  2. «извне» – формирование капитализма под воздействием внешних факторов (более развитых соседей), т.е. предпосылки могут ещё полностью не созреть, но страна использует опыт более развитых соседей;
  3. «сверху» – развитие капитализма, подгоняемое правительством (реформы сверху), т.е. правительство, не дожидаясь полного созревания предпосылок, искусственно насаждает капиталистические формы (например, при несформированном внутреннем рынке сбыта могут создаваться крупные мануфактуры, обеспечивающие интересы государства);
  4. «снизу» – переход к капитализму под воздействием народных масс (революция снизу), т.е. все предпосылки созрели, но власти упорно сопротивляются изменениям, и тогда происходит революция, приводящая к власти новые буржуазные силы, которые и уничтожают препятствия развитию капитализма.

«Характер» так же имеет 4 вида:

  1. «эволюционный» – постепенный, планомерный, без перескакивания или забегания вперёд, где капиталистические формы возникают только тогда, когда появляется потребность и созревают все предпосылки;
  2. «догоняющий» – ускоренный, с целью догнать более развитые страны (как сами понимаете, при таких целях капиталистическое развитие будет искусственно подгоняться);
  3. «революционный» – переход к капиталистическому строительству не дожидаясь созревания для этого всех предпосылок;
  4. «зависимый» – развитие капитализма в интересах более развитой страны, т.е. искусственное насаждение капиталистических форм.

Чтобы разобраться, попробуйте найти наиболее закономерные соответствия «направления» и «характера».
Например, какие направления чаще всего сопутствуют «догоняющему» характеру развития капитализма? Или какой «характер» – направлению «извне»?
Подумайте, может ли капиталистическое развитие одной страны охарактеризовать сразу несколькими «направлениями» и «характерами»?

Охарактеризуем теперь сами эшелоны развития капитализма:

Первый эшелон:

К 1-ому эшелону относятся страны, отличающиеся ранним вступлением на путь капиталистического развития в XIV – XV вв.

Не имея перед собой никакой примера, капитализм в этих странах развивался планомерно, без пропусков и смещений

Все элементы капитализма здесь возникают только по потребностям страны, и только при складывании всех предпосылок.

Рассмотрим основные стадии перехода от феодального строя к буржуазному или капиталистическому строю:

    1. Cтадия первоначального накопления капитала
      Эту стадию быстрее всего проходят страны, имеющие колонии, за счёт торговли с которыми купечество сосредоточивает в своих руках огромные финансовые средства.
    1. Бурное развитие промышленности.
      Не желая рисковать своими финансами в операциях по торговле с заморскими колониями (угроза штормов, пиратов и пр.), купечество начинает вкладывать свои средства в промышленность и финансовую сферу, что ведёт к образованию мануфактур и банков.
      В этот период в недрах феодального общества происходит формирование новых производительных сил – буржуазии и наёмных рабочих.
    1. Повсеместное изменение экономики (возникновение мануфактур, торговых компаний, банков и т.п.) приводит к изменению быта и нравов.
      Новые производительные силы имеют совершенно иные ценности жизни – они не привязаны к земле как феодалы и крестьяне, не уповают в погоде на Бога, заинтересованы в новых знаниях и надеются лишь на собственную предприимчивость.
    1. Назревание конфликта между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, т.е. между буржуазией и феодальными порядками.
      Буржуазии нужны земли, свободные рабочие руки, свобода предпринимательства и защита от произвола дворянства и власти.
      Именно поэтому она начинает борьбу за право участвовать в управлении государством наравне с феодальной аристократией.
    1. Буржуазная революция, в ходе которой к власти приходят новые производительные силы (в основном буржуазия), уничтожающие феодальные порядки и создающие условия для свободного развития капитализма.
    1. Начальный этап капитализма – фаза свободной конкуренции, которая способствует развитию науки и техники.
    1. Фаза монополистического капитализма.
      Свободная конкуренция ведёт к бурному росту промышленности и торговли, что приводит к экономическим кризисам перепроизводства.
      В ходе этих кризисов сильные фирмы поглощают более слабые, что ведёт к монополизации.
      Если буржуазия ещё слаба, то регулирование экономики в свои руки берёт государство (бюрократия).
      Такую стадию называют гос.монополистический капитализм.
  1. Формирование правового демократического государства.
    Осознав свою роль в производстве, рабочие начинают объединяться, чтобы совместно бороться за свои права, главным из которых является избирательное право.
    Организованные стачки и забастовки вынуждают буржуазию идти на уступки.
    Рабочие превращаются в избирателей, чьи голоса приобретают важное значение в борьбе за власть.
    Борьба за эти голоса приводит к выработке властью основ правовой защиты человека.

К 1-му эшелону относят таких лидеров капиталистического развития, как Англию и Францию. Несмотря на более позднее «время» вступления на путь капитализма, учитывая «направление», «характер» и «уровень» развития к 1-му эшелону также относят и США.

Второй эшелон:

Ко 2-ому эшелону относятся государства, вступившие на путь капиталистического развития в 60-70-е гг. XIX в., что обусловило их отставание от стран 1-го эшелона. Поэтому, чтобы конкурировать на равных, правительства этих государств всячески подгоняли капиталистическое развитие.

Многие элементы капитализма внедрялись до полного созревания предпосылок (например, не дожидаясь, когда окрепнет буржуазия, отомрут феодальные пережитки, появится внутренний рынок и т.п.).
Буржуазные революции, как правило, носили здесь незавершённый характер.
Т.к. феодалы (дворяне) не могут уже удержать власть, а буржуазия ещё не в состоянии её удержать, то парламентаризм развивается слабо, и чаще всего власть переходит к государству (бюрократии).
В этом случае сильно развита фаза гос.монополистического капитализма.

Имея перед собой пример более развитых стран, государства 2-ого эшелона используют их опыт, перескакивая через фазы, что, в конце концов, приводит к страшнейшим кризисам.
Без стабильной парламентской системы в этих странах велика опасность перерастания экономического кризиса в политический, с дальнейшим переходом:

  • либо к пролетарской революции левых;
  • либо к захвату власти крайними реакционерами (напр. фашизм).

К 2-му эшелону относят Германию, Италию и Японию.

Вспомнив развитие этих государств во 2-ой половине XIX века, объясните причину их более позднего вступления на путь капиталистического развития?
И в каких из перечисленных стран особо сильна была фаза гос.монополистического капитализма?

Третий эшелон:

К 3-ему эшелону относятся страны позже всех вступившие в стадию развития капитализма – кон. XIX – 1-ой четв. XX вв. В основном это страны-колонии Латинской Америки, Азии и Африки.

Капитализм в этих странах насаждался метрополиями без учёта полного отсутствия для них предпосылок.
Как правило, здесь внедрялись лишь отдельные элементы капитализма и развивались лишь те отрасли, в которых была заинтересована метрополия.
Это приводило к формированию многоукладной экономики, где рядом с насаждаемым капиталистическим существовали и местные докапиталистические уклады (феодальные, а иногда и первобытно-общинные).

Для лучшего закрепления признаков эшелонов развития капитализма заполните таблицу:
Время Направление Характер Уровень
I эшелон
II эшелон
III эшелон

2. Развитие капитализма в России в конце XIX – начале XX вв.: деятельность С.Ю.Витте

Что касается России, то здесь бурное развитие капитализма началось после буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., и оно связано с именем Сергея Юльевича Витте.

Родившийся в 1849 г. в небогатой дворянской семье Тифлиса, Витте окончил физико-математический факультет Новороссийского Университета, но из-за неудачных финансовых операций отца вместо профессуры вынужден был поступить на службу на железную дорогу (далее ж/д).

Будучи талантливым организатором, Витте быстро продвигался по службе.
Сослуживцы вспоминали о нём:

«Казалось, будто он обладает каким-то волшебным жезлом, который ему указывает, каким образом можно увеличить доходы товарной службы.
Коньком его были тарифы – целые таблицы он помнил наизусть, – вместе с тем он отличался и по технической части; он помимо сотен улучшений в отчетности, то изобретал новый способ сцепления вагонов, который затем был применён и на германских ж/д, то способ ускоренной сигнализации, новые контрольные приборы и пр.».

В августе 1892 г. С.Ю.Витте занял пост министра финансов.

Новый министр финансов был сторонником теории «национальной экономики» Фридриха Листа, выступавшего за усиление роли государства в экономике. Большое влияние на него оказал опыт Отто фон Бисмарка, превратившего Германию из слабой расчленённой страны в мощную мировую державу.

Витте считал, что в Германии такого взлёта удалось добиться только благодаря тому, что во главе правительства стоял такой великий человек, как Бисмарк, который построил страну по «началам доктрины Листа».

И Бисмарк тоже высоко оценивал взлетающего Витте.
Близкий к экс-канцлеру журналист Максимилиан Гарден записал такую оценку Бисмарком Витте:

«В последние десятилетия я в первый раз встретил человека, который имеет силу характера и волю, и знает, чего он хочет».

Витте считал, что Россия имеет уникальные природные ресурсы, но эти богатства лежат мёртвым грузом:

«Для блага России, отсталой сравнительно с Западом, прежде всего необходим подъём её производительных сил. Для этого всего больше нужно развивать её обрабатывающую промышленность и транспорт».

Витте стремился в течение 10 лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, для чего поставил конкретные цели:

  • осуществить индустриализацию (развитие тяжёлой промышленности); активнее привлекать в промышленность иностранный капитал;
  • но при этом не затрагивать политической системы, так как монархию он считал наилучшей формой правления.

Прежде всего новый министр взялся за железные дороги, которые втягивали в рынок новые территории.
Правительство ещё раньше начало выкупать ж/д у частных компаний, но при Витте их строительство и эксплуатация полностью были поставлены под контроль государства.

Самой большой проблемой для правительства оставалось финансирование ж/дорожного строительства и отсталой промышленности.

Наиболее эффективной мерой стало введение в 1894 г. винной монополии, т.е. исключительного права государства на продажу спиртных напитков. И хоть Витте оправдывал эти меры не задачей увеличения дохода, а целью меньшения народного пьянства, на практике происходило спаивание населения, т.к. продолжительность работы винных лавок была увеличена – с 7-и утра до 10-и вечера, а в воскресные дни возобновлялась сразу после церковной службы.

Для укрепления бюджета правительство пошло на увеличение косвенных налогов.

В 1898 г. по инициативе Витте был утверждён новый промышленный налог, который определял размер налога не принадлежностью владельца к гильдии, а мощностью предприятия.

Экономические кризисы конца века привели к неустойчивости российского рубля, что отпугивало иностранных инвесторов.

В 1897 г. для укрепления рубля была проведена денежная реформа:

  • девальвация рубля на 1/3 (т.е. искусственное снижение курса рубля);
  • введение «золотого стандарта» (золотое обращение и свободный обмен кредитного рубля на золото);
  • ограничение кредитных билетов, выпускаемых Государственным банком и не обеспеченных золотом.

Такие меры привели к притоку иностранного капитала (в основном Франции, Англии, Германии и Бельгии), что с одной стороны вело к развитию отечественной промышленности, но с другой – к экономической зависимости.

Во внешней торговле Витте стоял на позициях протекционизма.

Особенно активной была наша торговля с Германией, в которую шло не менее 25 % русского экспорта (в основном хлеб, лес, продукты животноводства), и откуда поступало до 35 % всех ввозимых в Россию промышленных товаров.
Немецкие аграрии требовали увеличения ввозных пошлин на российские с/х продукты, но Витте ответными мерами на германский промышленный импорт заставил сохранить равновесие в таможенном обложении.

90-е гг. показали правильность выбора пути: ежегодное строительство ж/д достигло 2,5 тыс. верст, прирост промышленной продукции в ведущих отраслях составлял 15 % и более, бурная активность наблюдалась в частном секторе.

Но всё это стало рушиться в период экономического кризиса.
Главной причиной кризиса и банкротства конца XIX века стала ошибка Витте в игнорировании роли деревни в экономическом развитии России (а это 80 % населения).

В начале реформ деревня для Витте являлась лишь источником финансовых средств для развития промышленности.
Отсюда его политика укрепления общины, которая гарантировала регулярное поступление выкупных платежей.
Поэтому он безоговорочно поддержал закон 14 декабря 1893 г., запрещавший выход крестьян из общины без согласия «мира» (2/3 общинников-домохозяев).

Крестьянская община имела положительное значение – она защищала крестьян от нищеты и безработицы.
Но, одновременно, община отнюдь не способствовала хозяйственной инициативе предприимчивых крестьян.

К кон. XIX века бурно развивающаяся промышленность столкнулась с проблемой узости внутреннего рынка сбыта, начались массовые банкротства.
И Витте меняет свои взгляды, начиная рассматривать деревню в качестве рынка сбыта для промышленных товаров.
Отсюда курс на уничтожение общины и создание слоя крестьян-единоличников.

В нач. XX века министр финансов начал выступать за ликвидацию общины путём разрешения крестьянам, внесшим выкупные платежи, выходить из общины с наделом.
Более того, министр финансов и его сторонники считали необходимым уравнять крестьян в правах с другими сословиями, но натолкнулись на мощное сопротивление реакционных консерваторов во главе с министром внутренних дел В.К.Плеве.

В 1902 году в правительстве возникло 2 органа, выступавших на разных позициях:

  1. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности во главе с С.Ю.Витте.
  2. Редакционная комиссия по пересмотру законодательства о крестьянах Министерства внутренних дел во главе с товарищем (заместителем) министра внутренних дел А.С.Стишинским, выступавшая за сохранение традиционного крестьянского уклада жизни, как гаранта стабильности самодержавия.

Сам Николай II отдавал предпочтение Редакционной комиссии, но российские реалии и настойчивость Витте побудили его сделать первые шаги в реформировании общины:

  • в 1902 г. отменены телесные наказания;
  • 12 марта 1903 г. был принят закон, отменявший круговую поруку и облегчавший паспортный режим для крестьян.

Однако нестандартность фигуры С.Ю.Витте, его ум, тщеславие, доходившее нередко до пренебрежительного отношения к людям, постоянно плодили недругов и недоброжелателей, и к 1903 г. против него выступили самые влиятельные фигуры, среди которых были родственники царя, императрица, министр внутренних дел Плеве и др.

В августе 1903 г. Николай II уступил под их натиском и снял Витте с поста министра.
Его преемники на посту министра финансов Э.Д.Плеске (с 1903) и В.Н.Коковцев (с 1904) больше думали о финансировании Русско-японской войны 1904-05 гг.и спасении государства от финансового краха.

Но через 2 года Витте вернулся в правительство.
Поражения в Русско-японской войне, поднявшаяся в стране революция побудили императора вернуть опального министра, правда уже не в роли реформатора, а в роли дипломата и политика.

3. Особенности капитализма в России

К началу XX века Россия превратилась в аграрно-индустриальную страну, но капитализм в ней имел ряд особенностей:

    1. Сохранение феодальных пережитков:
      • временнообязанное положение основной массы населения;
      • крестьянская община, как тормоз крестьянской инициативы;
      • сильный контроль государства над экономикой.
    1. Неравномерность (или «полюсная экономика»):
      1. неравномерность по уровню развития капитализма в различных регионах:
        Капитализм в России носил точечный характер:
  • Спб., Москва и Прибалтика – высокий уровень;
  • Средняя Азия и Закавказье к нач. XX в. только вступили на путь капиталистического развития;
  • в Сибири капиталистический уклад и вовсе отсутствовал (окраины использовались в качестве внутренних колоний, т.е. искусственно тормозилось развитие).
      1. неравномерность по отраслям:
        Отрасли, стимулируемые правительством (тяжёлая промышленность) развивались намного быстрее прочих (лёгкая промышленность и с/хозяйство).
        Эта неравномерность приводит к 3-ей особенности.
  1. Многоукладность экономики, вытекающая из неравномерности в развитии.
    В итоге, в одно и то же время в России развивались и первобытно-общинный, и феодальный, и капиталистический уклады.

Учитывая все эти факты, попробуйте ответить на вопрос, к какому эшелону развития капитализма относилась Россия конца XIX – начала XX вв.?
Но, прежде чем отвечать, вспомните слова Ф.И.Тютчева, в которых есть подсказка:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

© 2014-2017

МБОУ СОШ №9, г. Лобня
Роман Ямаев и Сергей Огарков
Вверх ↑